Премия Рунета-2020
Воронеж
+6°
Boom metrics
Общество4 декабря 2017 15:19

Платные парковки вынут из кошельков воронежцев 100 миллионов в год

Готовимся к тому, чтобы заложить в личный бюджет новую статью расходов
В мэрии надеются, что проект принесет в бюджет немалые деньги.

В мэрии надеются, что проект принесет в бюджет немалые деньги.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Появилась предварительная карта платных парковок, которые откроются в центре Воронежа весной 2018 года. Они займут практически все улицы, зоны около «Галереи Чижова», перед цирком, у «Пролетария» и «Спартака», рядом с железнодорожным вокзалом – везде, везде придется раскошелиться.

Зачем это нужно?

Новые парковки призваны пересадить на автобусы тех, кто привык использовать машину для поездок на работу и обратно. Инициаторы надеются, что получится избавить город от заторов: поток в центре Воронежа на 30% состоит из тех, кто наворачивает круги в поисках места. Еще один плюс: те, кто хочет сходить в магазин или, например, кинотеатр, всегда смогут припарковаться, пусть и не бесплатно. Да и экологическая обстановка в центре будет заметно лучше.

- Платные парковки - необходимое условие для того, чтобы город стал удобен для передвижения пешеходов. Необходимое, но недостаточное. Нужно будет направить значительные усилия на общественный транспорт, - подчеркивает Михаил Аксенов, сопредседатель регионального отделения движения «Город и транспорт». – Важно, чтобы система не просто существовала, но и работала. Например, в Красноярске и Ростове-на-Дону водители массово уклоняются от оплаты парковки в таких местах, поскольку там нет инструментов фиксации. А вот по Воронежу будут курсировать десять автомобилей, оборудованных камерами.

Кто организует парковочное пространство?

Для властей платные парковки – не просто инструмент решения транспортных проблем, но и способ пополнения бюджета. Городская администрация подписала контракт на 10 лет с белгородским ООО «Городские парковки», у которого есть опыт подобных проектов в других регионах. В мэрии подчеркивают, что бюджет в непростой экономической ситуации не понесет никаких затрат - все покроют инвестиции. Фирма вложит более 115 миллионов рублей в создание системы парковок с нуля, в том числе закупку паркоматов и спецавтомобилей, создание программного обеспечения. Сначала фирма будет перечислять в бюджет Воронежа 25% доходов (по прогнозам чиновников, за неполный 2018 год это будет 25 миллионов рублей). Через пять с половиной лет вложенные средства должны вернуться. Тогда компания начнет переводить городу уже 40% доходов.

Как будем платить?

Час парковки в будни с 8.00 до 20.00 будет стоить 40 рублей (по выходным и ночами платить не придется). Первые 15 минут – бесплатные. Оплачивать предлагается разными способами. В приложении для смартфона или на веб-сайте можно завершить сессию парковки одним нажатием кнопки и заплатить ровно за то количество времени, которое вы простояли. Либо воспользуйтесь паркоматом, но это не всегда удобно – дело в том, что нужно заранее указывать, сколько вы собираетесь простоять. Надумали уехать раньше? Деньги никто не вернет. К слову, плату также будут принимать в банкоматах «Сбербанка» (увы, с комиссией). Доступна также оплата посредством SMS на короткий номер. Опыт других городов подсказывает, что такой способ используется не очень активно.

Также планируется создать абонементы двух видов: резидентский и нерезидентский. Первым будут пользоваться те, кто прописан в конкретной зоне платной парковки (всего таких зон 20). Второй будут покупать люди, которые не могут обойтись без машины при поездке на работу. Цены пока не определены.

Добавим, что штраф за забывчивость составит полторы тысячи рублей.

Чего ждать в первые дни после запуска?

- Первый месяц система будет работать в пилотном режиме. Условия пользования горожанам будут объяснять волонтеры, - рассказывает Михаил Аксенов. - Что касается дня запуска платного режима, прогнозируем существенный рост пробок в центре - на 30 - 40% и даже в два раза. Количество бесплатных парковочных мест сократится, а число машин останется прежним. Положительный эффект будет заметен, как только людям станут приходить штрафы за неоплаченную стоянку. По нашим подсчетам, уже через две недели после введения платных парковок город почувствует снижение потока машин в центре на 10 - 20%.

Дворы заставят автомобилями?

Как рассказал Михаил Аксенов, муниципалитет не будет выделять деньги на установку шлагбаумов во дворах центра. Это останется вопросом жильцов и управляющей компании. Кстати, при определенных условиях ничто не помешает им организовать собственную платную парковку - с тарифом, например, 30 рублей в час. Деньги пойдут на счет дома.

- В первые дни введения платы автомобилисты ринутся во дворы. Но все физически там не поместятся. Есть большие сомнения, что эта ситуация будет продолжаться больше двух недель, - говорит общественник.

Михаил Аксенов.

Михаил Аксенов.

Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО

Переполнятся ли маршрутки?

- Помните весну, когда все автомобилисты сменили резину на летнюю, а потом выпал снег? Многие пересели на общественный транспорт. И он, с некоторыми оговорками, справился с возросшей нагрузкой. Если бы перевозчики в тот день озаботились выпуском дополнительных машин или сократили бы простой на остановках, никто бы не заметил затруднений, - утверждает Михаил Аксенов. - Так вот, несмотря на всю массу недостатков нашего общественного транспорта - плохую маршрутную сеть, отсутствие единого органа, который отвечал бы за перевозчиков, засилье автобусов малой вместимости и так далее - он все равно справляется. И его можно и нужно улучшать.

Кто поможет изменить общественный транспорт?

- В транспортной науке есть такое понятие, как «автомобильное лобби». Так вот, в Воронеже сложилось автомобильное жлобби, - вздыхает Михаил Аксенов. - Это когда человек садится за руль в полной уверенности, что все, кто не на машинах, хуже его. И это неправильно, с этим нужно что-то делать. Можно действовать мягкими мерами: «Мы вам сделали хороший общественный транспорт. Вот, пожалуйста. Пересаживайтесь». Но это не работает. Потому что никогда не получится добиться в автобусе такого уровня комфорта, как в автомобиле. Жесткие меры – это как раз платная парковка. Хорошо, когда и то, и другое идет в комплексе. Сегодня большинство активных людей - автомобилисты, которые требуют: сделайте нам дороги пошире, постройте развязок побольше. Введение платной парковки поспособствует тому, что эти активные люди станут пользоваться общественным транспортом и стараться менять его в лучшую сторону.

Останутся ли бесплатные места?

Как видно на карте, синие линии платных зон нанесены с пробелами. Это означает сразу две вещи. Во-первых, кое-где останутся бесплатные места. Скорее всего, их будут занимать те, кто приехал на работу пораньше. Во-вторых, на многих улицах появятся новые знаки «Остановка запрещена» и «Работает эвакуатор».

ГЛАС НАРОДА

Паркуй, пока молодой

Мы спросили у горожан, как они относятся к идее платных парковок.

Екатерина Самойлова, 27 лет

- Платные парковки - необходимая мера для центра города. Туда будут приезжать только те, кому автомобиль действительно необходим. Сегодня многие берут машину, чтобы проехать две-три остановки. Платные парковки будут стимулом вести здоровый образ жизни.

Игорь Гродецкий, 25 лет

- Я не настолько много зарабатываю, чтобы платить за парковку. Проблему пробок надо решать как-то по-другому: обновлять общественный транспорт, например. Или метро строить.

Валентина Коршунова, 40 лет

- Не верю, что это делается ради решения транспортных проблем. Просто какие-то люди решили заработать на простых горожанах.

Михаил Вялых, 79 лет

- Молодым легко пользоваться автоматами для оплаты. А что делать тем, кто не знаком с компьютерами? Я не смогу разобраться, куда вставить карту, как получить талон.

В ТЕМУ

Активисты выступают против платных парковок

Многим воронежцам начинание городских властей сулит финансовые проблемы

Инициатива местных чиновников по организации платного парковочного пространства находит понимание не у всех. Жительница Воронежа Алена Слезунова опубликовала петицию, в которой потребовала отказаться от идеи.

- Власти города решили, что сделают платные парковки, переняв опыт Москвы, забыв о том, что в Москве у людей совершенно иной уровень доходов (не наши 20 тысяч рублей). Там есть альтернатива личному автомобилю, налажено транспортное сообщение, - пишет Алена.

Она также рассказала о разговоре с общественниками, которые поддерживают инициативу. Те твердят: факт наличия автомобиля не означает, что вы вправе претендовать на землю под ним.

- Такое ощущение, что автомобилистам все на блюдечке с белой каемочкой принесли, а то, что мы платим три налога, почему-то никто не посчитал (за само авто, НДС и акциз), - говорит Алена. - Я работаю там, куда смогла устроиться. И не виновата, что офис моего работодателя в центре, что любой свободный клочок земли отдают под застройку