На прошлой неделе «Комсомолка» писала о том, что снесли очередное историческое здание - дом на ул. Краснознаменная, 103 (входивший в комплекс «Чижовские казармы»), являвшийся объектом культурного наследия и находившийся под госохраной. Наша редакция в надежде разобраться, как такое оказалось возможным, направила официальные запросы в мэрию, областной департамент культуры и архивного дела (в чьи функции входит охрана культурного наследия) и региональное управление Росреестра.
«КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НЕ ЗНАЧИЛСЯ»
В администрации города нам ответили, что этот дом перешел в муниципальную собственность от Минобороны в начале 2000-х. Лет пять назад в нем случился пожар. В 2011-м его признали аварийным, выселили жильцов и перевели в реестр нежилого муниципального имущества. А в 2012-м выставили на торги, и здание на Краснознаменной, 103 приобрела компания из Россоши.
- При переводе здания из жилого в нежилое было получено повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности (от 23.12.2011 серия 36 АГ № 445643), в котором, как и в предыдущем, в графе «ограничение (обременение) права» отсутствовали данные такого характера, - поясняют в мэрии. - Более того, когда вышеуказанный объект был выставлен на торги (они состоялись 10.07.2012), перед продажей была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП - ред.) от 12.05.2012 № 01 /043/2012-733, в которой также вышеуказанный объект недвижимого имущества в графе «ограничение (обременение) права» не значился как объект культурного наследия! В связи с этим отсутствовали основания для включения в договор купли-продажи от 26.07.2012 № А-14-12 условий охранных обязательств собственника приобретаемого объекта недвижимости.
В областном департаменте культуры недоумевают, почему в мэрии не учли охранные обязательства, если информацию о статусе объекта культурного наследия по ул. Краснознаменной, 103 Госинспекция историко-культурного наследия предоставляла письменно в 2010 году в городское управление жилищного фонда и жилищной политики по их запросу (подтверждающие письма есть в редакции). Областные чиновники не понимают также, почему договор купли-продажи объекта, находящегося под госохраной, между мэрией и россошанской фирмой был составлен без их участия - органа, контролирующего охрану исторических памятников!
- Нам известно, тем не менее, что управление имущественных и земельных отношений администрации города письмом от 28.01.2014 проинформировало собственника памятника истории и культуры о необходимости заключения охранного обязательства с департаментом! - уточнили в культурном ведомстве региона. - В итоге, по факту уничтожения объекта культурного наследия 17 февраля департамент обратился в полицию с заявлением об установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности.
КТО ВИНОВАТ?
Удивителен еще один момент: почему отсутствуют данные о статусе объекта культурного наследия и охранных обязательствах (ограничении права) на памятник истории и культуры по ул. Краснознаменной, 103 в ЕГРП, если списки выявленных объектов культурного наследия Воронежа и области направлялись Госинспекцией историко-культурного наследия, как заявляет областной департамент культуры, в региональное управление Росреестра в 2001, 2003, 2008, 2013 году!
Этот вопрос мы адресовали в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Росреестр). Ответ оттуда пришел весьма невнятный:
- В 2013 году Департаментом культуры и архивного дела Воронежской области были направлены в адрес Управления списки объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области, которые используются в работе Управления. В свою очередь, в 2013 и в 2014 году Управлением не совершались регистрационные действия по переходу или прекращению права собственности в отношении объекта недвижимости по адресу: ул. Краснознаменная, д. 103, г. Воронежа.
Что же это напоминает? Ба, такое ощущение, что ты попал в школьный двор на переменке, где трое первоклашек пинают друг другу мячик. Впечатление, что чиновники трех уважаемых ведомств не могут решить, кто же виноват в сложившейся ситуации.
Надеемся, что прокуратура Воронежской области сможет разобраться, почему в нашем городе с такой легкостью нарушаются законы. Хочется верить, что прокурорским работникам удастся найти и наказать виновных. Ведь за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) предусмотрен серьезный штраф: для физических лиц до 200 тысяч рублей, а для юридических - до пяти миллионов (согласно ст. 7.13. ФЗ-96 от 07.05.2013). Не лишне напомнить также, что согласно закону ЧИНОВНИКИ тоже могут понести наказание за бездействие и ненадлежащее исполнение обязанностей в части сохранения культурных объектов - до 400 тысяч рублей!