Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Происшествия23 октября 2014 15:52

Первый вывод экспертов о катастрофе во «Внуково»: Перед взлетом «Фалькона» полоса была свободна

Следственный комитет России задержал еще четверых сотрудников аэропорта, которые могут быть причастны к гибели главы нефтегазового гиганта Total и экипажа его бизнес-джета [инфографика, фото, видео]
Диспетчер Внуково - «КП»: В плохую погоду и туман мы отправляли самолеты наугад

Диспетчер Внуково - «КП»: В плохую погоду и туман мы отправляли самолеты наугад

Фото: РИА Новости

Утром в четверг в Басманный суд Москвы привезли Владимира Мартыненко. Водитель снегоуборщика, седой и растерянный, был в форменной внуковской спецовке, его руки тряслись, он часто отвечал невпопад. Решался вопрос об аресте. Работяга, напомним, каким-то странным образом оказался на взлетной полосе в 23.57 понедельника, как раз в тот момент, когда бизнес-джет Falcon разгонялся для взлета. На борту находились глава французской компании Total, двое пилотов и стюардесса. Все четверо погибли.

«ОСОЗНАЮ, ЧТО ПРИЧАСТЕН»

Судья Наталья Дударь перечисляла предоставленные следствием документы. В их числе - справка о предположительном состоянии опьянения Мартыненко. Его диагностировали по клиническим признакам. В этой справке указано, что более точные данные врачи предоставят через 5-7 дней.

- Это значит, что врач определил опьянения на глаз, по внешним признакам, - возмутился адвокат Мартыненко Александр Карабанов.

- Клинические признаки - это запах алкоголя изо рта и нарушения координации движений, - пояснил КП врач-нарколог Игорь Неждановой. - По этим признакам врач делает предварительное заключение. Но само по себе оно не может служить доказательством. Обязательно нужен анализ крови. Скорее всего, на полный анализ и подготовку заключения эксперты и взяли время.

Представитель Следственного комитета России зачитал ходатайство, в котором говорилось: Владимир Мартыненко может скрыться, оказать давление на свидетелей, уничтожить улики и выработать единую линию с другими подозреваемыми.

- Ваша честь, - сказал Мартыненко дрожащим голосом. - Я все рассказал следователям. Я осознаю, что причастен к этой трагедии. Я никуда не убегу, у меня даже загранпаспорта нет. Я обещаю приходить к следователю по первому требованию. Делайте что угодно, только не бросайте меня в камеру. Хоть браслеты на меня повесьте. Но в СИЗО я просто не выживу.

Адвокаты предложили суду ограничиться домашним арестом или залогом. Сын Владимира Мартыненко сказал, что миллион рублей он сможет собрать, хотя это гигантская для их семьи сумма.

Но судья согласилась с доводами следствия и арестовала Владимира Мартыненко на два месяца - до 21 декабря.

Вчера же следователи задержали еще четверых сотрудников аэропорта, которые могут быть причастны к авиакатастрофе (см. рубрики «Официально»).

Также стало известно, что в отставку подали гендиректор Внуково Андрей Дьяков и его зам, генерал-лейтенант авиации в запасе Сергей Солнцев.

ОФИЦИАЛЬНО

«Главным следственным управлением СК России задержаны ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Внуково Владимир Леденев, руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер Александр Круглов и диспетчер-стажер Светлана Кривсун. В день катастрофы Леденев руководил снегоуборочными работами, а Дунаев, Кривсун и Круглов - воздушным движением.

Все они подозреваются в том, что не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что и привело к трагедии. Задержанные уже допрошены в качестве подозреваемых. Отмечу, что при первоначальном осмотре признаков алкогольного опьянения у них не обнаружено, однако у задержанных взяты анализы для окончательного определения их состояния во время работы.

Что касается арестованного Владимира Мартыненко, его медицинское освидетельствование показало наличие 0,6 промилле алкоголя в крови...

...Тщательно изучаются все данные объективного контроля. Продолжаются допросы свидетелей, ведется работа с вещественными доказательствами, в частности и с автомобилем, которым управлял Владимир Мартыненко.

...В следственную группу включены самые опытные следователи ГСУ и криминалисты центрального аппарата, и могу заверить, что расследование будет проведено на самом высоком профессиональном уровне и о его ходе мы по возможности будем информировать общественность».

Владимир МАРКИН, официальный представитель Следственного Комитета России.

Фото: Анна ЛАТУХОВА

КТО ЭТИ ЛЮДИ?

Команду на взлет давала 21-летняя стажер и ее инструктор

Александра КРЫЛОВА

Кого задержал СК? Владимир Леденев - руководитель Владимира Мартыненко, и о нем пока мало что известно. А вот двое задержанных - диспетчер-стажер Светлана Кривсун и руководитель полетов Роман Дунаев - как выяснила «КП», только-только обживались на своих рабочих местах.

Светлана Кривсун стажируется во Внуково всего пару месяцев. 21-летняя девушка закончила Ульяновское высшее авиационное училище лишь в этом году.

- У нее вся семья авиационная. Старшая сестра - второй пилот крупной российской авиакомпании. Отец и мать тоже всю свою жизнь связали с небом, - рассказала «КП» одна из коллег Светланы.

По ее словам, Кривсун несколько раз проходила практику во Внуково. Поэтому после окончания не раздумывала долго - подала документы в кадровую службу аэропорта.

- Конкурс у нас серьезный, но она прошла по всем показателям. У нее хорошие оценки в училище и четвертый уровень английского языка - без этого, кстати, в диспетчеры не берут. И в августе приступила к стажировке, - говорит знакомая Кривсун.

Фото: СОЦСЕТИ

Диспетчер-стажер самостоятельно не работает, только в паре с опытным коллегой. Кривсун в тот роковой вечер дежурила с Александром Кругловым. Он диспетчер первого, самого высшего, класса. В 2007-м году сам предотвратил авиакатастрофу (мы подробно писали об этом).

Руководителя полетов Романа Дунаева на ответственную позицию назначили всего полтора месяца назад.

- На этом посту он заменил меня, - рассказал «КП» бывший руководитель полетов Внуково Николай Тихонов. - Допуск руководителя полетов он получил еще несколько лет назад. «Отправлял» и правительственные рейсы, он очень перспективным считался. Но к работе на моей позиции приступил в начале сентября, после стажировки.

ВОПРОС-РЕБРОМ

Кто проморгал снегоуборщик на взлетке?

Ответ может быть простым и очень грустным: машину не заметил локатор обзора летного поля. Это, по сути, главный инструмент, с которым работают диспетчеры аэропорта.

Локатор - новейшая голландская разработка - должен давать информацию обо всех объектах, которые находятся на ВПП.

- Систему установили в этом году, но она откровенно сырая, - объяснил «КП» один из диспетчеров Внуково, которого на вышке сменили нынешние подозреваемые. Окажись он в злосчастной ночной смене, сейчас бы тоже сидел на допросе у следователей. - То есть руководство закупило программное обеспечение, оно работает, но нестабильно. До сих пор не установлены на всю спецтехнику маячки. А без них локатор просто не может получать корректную информацию об объектах.

По словам нашего собеседника, локатор обзора летного поля во Внуково постоянно глючил и давал неверную информацию.

- Вот, например, есть на краю поля сугроб - а система его принимает за машину или самолет, - объясняет диспетчер. - Конечно, мы не могли ей доверять на 100% и самостоятельно всегда осматривали полосы.

Визуальный осмотр ВПП провели и перед тем, как дать разрешение на взлет «Фалькону». Да вот беда: вечером на поле опустился туман, видимость не превышала 350 метров. Если с земли еще можно было что-то увидеть, то с вышки - почти нереально. Туман скрыл от диспетчеров ту самую злосчастную «крестовину» - пересечение двух полос, на котором и столкнулся самолет со снегоуборщиком.

Кто знает, будь у Внуково диспетчеры «на земле», то есть на постах в конце каждой взлетно-посадочной полосы, трагедии бы удалось избежать. Но и тут экипажу «Фалькона» не повезло - всех четверых диспетчеров, работавших на ВПП, в этом году отправили на вышку. А кое-кого и сократили.

Ситуация абсурдная: видимости нет, локатор то и дело находит на поле несуществующие объекты и не видит существующие - и все это в одном из главных аэропортов России. Из которого, между прочим, в поездки отправляются первые люди страны.

- Летом мы еще могли контролировать ситуацию, просто глядя с вышки на полосы. Но с приходом осени работать стало очень тяжело: постоянно то туманы, то дожди, - вздыхает коллега задержанных.

- Как же вы отправляли самолеты в плохую погоду?

- Вот так. Мы запускаем самолеты наугад!

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ВАЖНО!

Международный авиационный комитет: "Взлетная полоса была свободна"

- Диспетчеры получали от Владимира Леденева (ведущего инженера аэродромной службы - Ред.) информацию, в какое время и когда будут проводиться работы по очистке на взлетно-посадочной полосе. Разрешение на взлет «Фалькону» они дали, будучи уверенными в том, что на полосе техники нет, - рассказал «КП» один из диспетчеров Внуково, попросивший не называть своего имени.

Специалисты МАК на пресс-конференции в четверг его слова подтвердили:

- При выдаче разрешения на взлет Falcon во Внуково взлетно-посадочная полоса была свободна.

Выходит, злополучный снегоуборщик выехал на полосу, когда бизнес-джет уже начал взлет?

Автор - Наиль Валиулин

Автор - Наиль Валиулин

КОМПЕТЕНТНО

Как провожают самолеты

- Ни одно транспортное средство, во-первых, не имеет права выехать на полосу, не получив разрешения диспетчера старта, - рассказал «КП» Дмитрий Хохлов, командир «Boeing-767» одной из крупнейших российских авиакомпаний. - Во-вторых, оно должно иметь проблесковые маяки оранжевого цвета. Их видно издалека. В-третьих, имеет радиостанции. Тем более, спецтехника. В четвертых, на полосу спецтехника выезжает колонной. В ней есть ответственный в головной машине, и есть машина замыкающая. Поэтому, как Мартыненко один оказался на полосе – совершенно непонятно. Если машина выезжает на полосу одна – то только машина для замера коэффициента сцепления, и никак не снегоуборщик. Но она тоже выезжает с проблесковыми маячками. И это либо легковая, либо микроавтобус. Заодно они смотрят, нет ли мусора на полосе.

Ни один самолет не взлетает без разрешения диспетчера старта, без команды «взлет разрешен». А диспетчер должен быть уверен, что на полосе никого нет. Взаимодействие происходит так: сначала ты работаешь с диспетчером руления, а при подъезде к полосе переходишь на связь с диспетчером старта. Вышка диспетчера старта всегда находится на торце полосы. И уже он разрешает тебе занятие полосы, либо не занятие, выдает команду. Например - ждать, потому что полоса занята, допустим, той же техникой.

МЕЖДУ ТЕМ

Задержанная диспетчер-стажер из Внуково проработала два месяца, а руководитель полетов - один

В четверг в уголовном деле об авиакатастрофе во Внуково появились новые подозреваемые.Причем сразу четверо: руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер Александр Круглов, диспетчер-стажер Светлана Кривсун, а также ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Владимир Леденев.Последний - непосредственный руководитель Владимира Мартыненко, со снегоуборочной машиной которого столкнулся Falcon Кристофа де Маржери. 60-летнего Мартыненко задержали почти сразу после катастрофы, а в четверг суд отправил его в СИЗО на два месяца. Между тем, как выяснила «Комсомолка», двое из четырех новых подозреваемых на своих постах только обживались (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Адвокат: Промилле в крови водителя снегоуборщика из Внуково определяли на глаз

Суд арестовал Владимира Мартыненко до 21 декабря

Состояние опьянения у Владимира Мартыненко, водителя снегоуборочной машины, ставшей причиной авиакатастрофы во Внуково, диагностировалось по внешним признакам. Это выяснилось во время заседания Басманного суда, где решался вопрос об аресте Мартыненко. Судья Наталья Дударь, перечисляя предоставленные следствием документы, сказала, что есть справка о предположительном состоянии опьянения, диагностированном по клиническим признакам. В этой справке указано, что более точные данные врачи предоставят через 5-7 дней.

- Это значит, что врач определил опьянение на глаз, по внешним признакам, - сказал адвокат Мартыненко Александр Карабанов. - Почему нельзя было взять анализ крови или мочи и через 15 минут узнать все точно? (читайте далее)

ВОПРОС РЕБРОМ

Как на полосе оказался снегоуборщик?

Руководитель профсоюза диспетчеров России рассказал корреспонденту "КП" о возможных причинах трагедии

Как ситуация с пьяным водителем стала возможна в крупнейшем международном аэропорту «Внуково», который последние годы носит статус правительственного аэропорта? Почему диспетчеры допустили такую вопиющую оплошность: снегоуборщик находится на полосе во время взлета? Как вообще разводят самолеты в одном из крупнейших российских хабов? (читайте далее)

КСТАТИ

Коллеги подозреваемого - о диспетчерах: Вроде по голосам все трезвые были

Владимир Мартыненко, главный фигурант уголовного дела об авиакатастрофе во "Внуково", работает в аэродромной службе. Фронт работ у Владимира ответственный - на снегоуборочной машине он расчищал взлетные полосы для самолетов бизнес-класса и правительственных бортов. На такую работу, по идее, абы кого не возьмут.

Аэродромная служба базируется прямо на летном поле - простому смертному туда путь заказан (читайте далее)