Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество30 сентября 2014 9:00

Театр начинается с улицы

Чем хорош уличный театр? Чтобы начаться, ему не нужно никакой «вешалки»
Источник:kp.ru
Вдохновенно раскатывает тесто, режет томаты и моццарелу, обмакивает пучок розмарина в оливковое масло и безумолку рассказывает свои истории Синьор Андриано из «Театра вкуса». Фото: Инна АСЛАНЯН

Вдохновенно раскатывает тесто, режет томаты и моццарелу, обмакивает пучок розмарина в оливковое масло и безумолку рассказывает свои истории Синьор Андриано из «Театра вкуса». Фото: Инна АСЛАНЯН

Ни билетеров, ни декораций, ни первого-второго-третьего звонков – к чему условности? Уличный театр открывается зрителю здесь и сейчас, сразу и бесповоротно. И надо в эти мгновения смотреть не на актеров, а на зрителей: редко увидишь на лицах людей такую искреннюю, бесхитростную, абсолютно детскую радость.

В минувшие выходные международный фестиваль уличных театров прошел «Золотой Каруселью» по подмосковной Коломне. Восемь площадок действовали прямо в кремле, в историческом центре города – на зеленых лужайках и мощеных брусчаткой улочках, среди желтых листьев и золотых куполов, под ярко-синим небом в белых росчерках самолетных следов. Коломну заполнили клоуны и мимы, диковинные животные в два человеческих роста, люди на ходулях, танцоры и акробаты… да кого там только не было! Актеры и музыканты приехали из России, Бразилии, Аргентины и Испании, но поиски общего языка много времени не заняли – он понятен всем.

Вот идет карнавальное шествие – клоун на велосипеде, ряженые в масках супергероев, мим с выбеленным лицом и трагическими «домиками» бровей. Проходят питерцы - «Странствующие куклы господина Пэжо». Катится тележка, а на ней едет обычная коломенская бабушка и звонит в колокольчик! Это актеры из коллектива «Высокие братья & Tall Brothers» прямо в толпу протянули руки – и позвали зрительницу к себе. Она счастлива. «Мальчик, тебя никто не обижает?!» - грозно спрашивает парнишку, сидящего у отца на плечах, клоун-гигант на ходулях. «Нет!», - ребенок полон отваги. «Тогда я буду первым!» - обещает клоун страшным голосом, и смеются теперь уже все - и мальчишка, и папа, и случайные прохожие вокруг… Актеры Liquid Theatre прямо на улице разыгрывают темпераментную «итальянскую свадьбу», и вся толпа становится не просто зрителями, а дорогими гостями на этом празднике.

А вот вдохновенно, раскатывает тесто, режет томаты и моццарелу, обмакивает пучок розмарина в оливковое масло и без умолку рассказывает свои истории Синьор Андриано из «Театра вкуса». Толпа облепляет его так плотно, что самые дальние ряды отходят смотреть представление к большому экрану, иначе не видно. Про свой дом и семью, про бабушек и дедушек, про отважного Марко Поло и его встречу с китайской принцессой, которая знала секрет спагетти, громко чавкала, но совершенно не умела целоваться, – обо всем этом «Андриано Макиато» (он же Юрий Макеев, московский актер) . Он так убедительно входит в роль, что даже дает интервью журналистам на русском языке с сильным итальянским акцентом «интэрвиу, si, prego, синьора!» Грех не поверить! Это же уличный театр, озорной и лукавый, готовый насыпать тебе «на грош пятаков» скороговоркой. Но честный, честнее любых «взаправдашних». В своем «интэрвиу» наш «итальянец» в поварском колпаке говорит правильные и мудрые вещи: «льюди», замечает он, разучились радоваться, ходят как будто замороженные, всего пугаются… Но они постепенно привыкают, что открытая улыбка – тоже часть культуры мира. И если «губернатор привез чудиков» на фестиваль - это хорошо, это весело, так теплее даже в холодном российском климате. «Театр не – как у вас это называют? – не стройфирма и не госзаказ. Приходите в гости! Завтра будет новый день, новая история и снова солнце!» - заключает «Андриано». Молчаливый мим с бейджиком «Гранде Фрателло» (да-да, это его настоящее имя, уверяет «итальянец») звякает скалкой по кофеварке и вручает каждому представителю прессы ярко-оранжевый солнечный апельсин.

Вечером в ночном небе, на захватывающей дух высоте разыгрывает свои рискованные акробатические спектакли испано-аргентинский театр «Групо Пуха». Фото: Инна АСЛАНЯН

Вечером в ночном небе, на захватывающей дух высоте разыгрывает свои рискованные акробатические спектакли испано-аргентинский театр «Групо Пуха». Фото: Инна АСЛАНЯН

А вечером в ночном небе, на захватывающей дух высоте разыгрывает свои рискованные акробатические спектакли испано-аргентинский театр «Групо Пуха». Зрители запрокидывают головы: ажурная конструкция, вокруг которой вопреки законам земного притяжения буквально парят гимнасты, поднялась в небо на телескопической стреле огромного строительного крана. Этот спектакль в России первой увидела именно Коломна. И впечатления зрителей сразу разлетелись мгновенными фото с планшетов и телефонов по всем прочим городам и весям – с ума сойти, как красиво! Удивительно. Уникально. Неужели – у нас, а не где-то в столице?

- В городах Подмосковья гораздо проще организовать и, главное, согласовать такие масштабные представления, чем в Москве, - говорит главный режиссер фестиваля «Золотая Карусель» Юрий Муравицкий. – Здесь у нас намного больше свободы. Как не воспользоваться такой возможностью?

Опыт (а уличными театрами Юрий занимается с 2007 года) подсказывает, что в столице бывает очень трудно объяснить, что «клоуны – это не страшно, конфетти не взрываются, а мусор от хлопушек несложно убрать». В Коломне не требовали, как это случалось в Москве, сначала выгонять зрителей с площадки, а потом заново пропускать через рамки металлоискателей (хотя с безопасностью все было на отлично). Здесь «Групо Пуха» без проблем арендовала тот самый огромный строительный кран, а «Антикварный цирк» располагал другим, поменьше, и обширной площадкой. В Подмосковье меньше административных барьеров и гораздо отзывчивее публика. Да и сами старинные города, поясняет Юрий, в любой стране оказываются лучшей из возможных декораций. Чем Коломна хуже Авиньона?

- «Золотая карусель» – часть культурной политики, которую проводит наш губернатор Андрей Воробьев, - поясняет советник губернатора Московской области по вопросам культуры, туризма и спорта Игорь Чайка. – Событие уникальное, но при этом одно из многих подобных. Мы хотим, чтобы ежегодные международные фестивали стали традицией для большинства городов Подмосковья. Праздники под открытым небом должны органично войти в естественную среду этих мест, каждое из которых имеет собственное лицо, характер и историю. В Коломне, например, планируется проводить два ежегодных театрализованных фестиваля, в Клину пройдет международный фестиваль Чайковского, 11-12 октября приглашаем вас на первый международный гастрономический фестиваль Подмосковья в «Крокус-экспо»… В декабре мы «огласим весь список» на 2015 год – я уверен, каждый найдет в нем что-то интересное. Массовые, общественные, уличные мероприятия помогают людям обжиться в своем городе и полюбить его, снижают уровень тревоги и агрессии. Да и просто – это самая демократичная форма искусства, не случайно любят ее во всем мире.

Кстати, погода все два дня, пока в Коломне кипела театральная жизнь, была прекрасной – золотая солнечная осень. «Маленький секрет, - таинственным шепотом пояснил нам «итальянец» Андриано. – Не знаю, почему, но когда мы выступаем, всегда светит солнце. Есть у нас какой-то уговор с Небесной канцелярией. По-моему, им тоже нравится, если на земле красота и веселье…»