Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Дом. Семья24 сентября 2014 10:14

Пелевин против Паутины

Писатель провел в заэкранной тьме слишком много времени - пора посмотреть на наш реальный мир
Пелевин опасается, что человечество провалится во Всемирную Паутину и там сгинет

Пелевин опасается, что человечество провалится во Всемирную Паутину и там сгинет

«Средний российский хипстер – бесхозный голем с ограниченным умственным ресурсом. Многие его ненавидят, в то время как стоило бы пожалеть: чаще всего это сборщик хлопка, из последних сил делающий вид, что он шалун из золотого миллиарда.» Так жестко пишет о креаклах (они же хипстеры) Виктор Пелевин в своей новой книге, вышедшей на днях под названием «Любовь к трем цукербринам». «Цукербрин» это контаминация Марк Цукерберг + Сергей Брин, создатели Фейсбука и Гугла соответственно, их три для создания Несвятой Анти-Троицы. Интернет-сети, по Пелевину, это паутина, в которой злобный паук ловит человеческие души, чтобы отвратить их от Бога.

Хипстер – добровольная жертва паука, «низкооплачиваемый провайдер ментальных услуг». На свой гибельный путь хипстер становится, увлеченный сетевой порнографией. «Невозможно понять креаклов, хипстеров и прочих мерчандайзеров, не принимая в расчет того, что все они с раннего отрочества супруги заэкранной тьмы, или попросту говоря - экранные дрочилы». По мнению Пелевина, сидельцы «Жан-Жака» и участники «марша мира» не способны к человеческой любви, не испытывают чувств к живым женщинам из плоти и крови, но предпочитают интернет-порнуху.

Пелевин утверждает, что треть всего объема интернета – это порнография. Возможно. Еще важнее то, что она навязчива. Грязные картинки иногда лезут на наши экраны в ответ на совершенно невинный поиск. Я никогда не мог понять, кто и зачем тратит время и деньги, чтобы закачивать порно. Они явно на этом не зарабатывают. Пелевин в своей новой книге дает страшный ответ; просветленный взор способен узреть темного паразита, присосавшегося к человечеству и питающегося эротическими выделениями интернет-пользователей. С этим паразитом и совокупляются хипстеры, а тот – не только высасывает их жизненную силу, но и мешает им прийти к Богу.

Мрачная фантазия Пелевина – развитие средневековой демонологии. Тогда люди не сомневались, что мужчину склоняют к мастурбации и поллюции злобные демоны в женском обличии – суккубы. Евреи-каббалисты считают, что демоны крадут мужское семя, чтобы размножаться, и каждая мастурбация порождает легионы демонов. Поэтому онанизм - это смертный грех хуже убийства, по их системе. Но Пелевин делает следующий шаг – за мелкими бесами он зрит и единую вражью силу. Поскольку чисто религиозная терминология не по вкусу многим читателям, Пелевин объясняет Врага – инопланетным вторжением кремниевой цивилизации.

Впрочем, Пелевин любит множественность интерпретаций. По-научному говоря, Пелевин - неоплатоник. Он персонифицирует явления, видит иерархии духовных и антидуховных сущностей, как их видели великие мистики. Его мир полон богов, божков и бесов – так, вампиры считают себя богами, они служат богине высшей категории – Иштар. И в этом романе появляются различные силы, стремящиеся привести человека к Богу - или не допустить. Эта тема доминирует и в других романах Пелевина. Уже в «Чапаеве и Пустоте» мы узнаем, что Господь рядом, совсем рядом, и сделать шаг и прийти к нему нелегко, но возможно. Этот шаг делает и лиса А Хули в «Священной книге оборотня». В «Любви…» злые птицы ставят себе целью навеки разлучить человека и Бога («убить Бога»). Приход к Богу решает все проблемы, но есть злые силы, мешающие человеку. Это непрестанное стремление к Богу во многом компенсирует недостатки текстов Пелевина.

А главный недостаток этой книги в недостатке сочувствия, в неприязни автора к героям и среде их обитания. Пелевин сам это заметил, и в последних строках книги привел кроткого хомячка (символ хипстера) в райский сад.

Действие произведения происходит наполовину в киберпространстве, его герои живут в компьютерных играх и программах, а контакт с живым миром они почти совершенно утратили. Для обычного человека, живущего в реальном мире, многие детали не до конца понятны. Я бы даже не понял сюжета, если бы мне за несколько недель до этого семилетний сынишка не объяснил компьютерной игры «Сердитые птицы» («Angry Birds»). Но, в конце концов, эта сложно-сочиненная книга написана не только для сисадминов и программистов среднего звена.

Пелевин опасается, что человечество провалится во Всемирную Паутину и там сгинет. В книге есть отсылки к фильму «Матрица» - в одной из новелл сборника перекличка становится назойливой. По композиции сборник напоминает «Ананасную воду для прекрасной дамы» (2010 года), летучие мыши напоминают о вампирской дилогии. Первые рецензии на «Любовь…» были довольно неодобрительными, да и тираж ее относительно невелик. Это не самое сильное произведение Пелевина, но и не самое слабое. А осуждающие критики, призывающие автора перестать писать, пока у него не появится что сказать, не совсем справедливы – писатель пишет всю жизнь одну книгу, и некоторая повторяемость неизбежна. Можно было бы создать один том – антологию Пелевина, хорошее избранное, Essential Pelevin, как любят делать англичане, и на этом пока успокоиться.

Пелевину переставать писать не надо, но стоит выйти из интернета и форумов и отдохнуть. Интернет писателям вреден – даже неимоверно талантливый Алексей Иванов («Золото бунта») написал полную муру про социальные сети. Пелевин провел в заэкранной тьме слишком много времени. Даже если он и не стал ее супругом, он начал в ней тонуть. Выходите из вашей башни, Виктор Олегович! Пора посмотреть на наш реальный замечательный мир, на нерукотворную природу, на людей, живущих не виртуальной жизнью и стряхнуть с себя наведенный морок.