Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика21 сентября 2014 22:00

Снизится ли качество продуктов из-за санкций?

Главный санитарный врач рассказала «Комсомолке», грозит ли России лихорадка Эбола, выполняется ли закон об ограничении курения и как россиянам защитить свои права
Роспотребнадзор ежегодно проверяет более 20 тысяч объектов общественного питания,

Роспотребнадзор ежегодно проверяет более 20 тысяч объектов общественного питания,

Фото: Евгения ГУСЕВА

ГАМБУРГЕРЫ РАЗДОРА

- Анна Юрьевна, история с проверками в «Макдональдсе» обсуждалась так, словно это наш ответ на санкции Запада…

- Чтобы внести ясность, скажу, что Роспотребнадзор ежегодно проверяет более 20 тысяч объектов общественного питания, и, кстати, в 83% случаев находит различные нарушения. Какого-то особого отношения к сети «Макдональдс» с нашей стороны нет. В России 430 ресторанов этой сети. Работа восьми была приостановлена судом после обнаружения нарушений. Проверка «Макдоналдса» в Великом Новгороде, с которой все началось, была запланирована еще год назад. А вот результаты этой проверки и жалобы по всей стране заставили нас подойти системно. «Макдональдс» - одна из самых широких сетей общепита, и более половины их посетителей - дети и подростки. Общепит и производство продуктов питания относятся к зоне особого риска и внимание к ним особое. Это безопасность всего населения страны.

- А что именно было обнаружено?

- Мы проверили примерно 15% всех ресторанов. Где были незначительные нарушения – выдавали предписания исправить, наказывали штрафом, где серьезные – обращались в суд о приостановлении работы. Чаще всего обнаруживали несоответствие заявленной калорийности и калорийности продукта на выходе, были расхождения в заявленном и реальном содержании белков, жиров и углеводов. Были и более критичные нарушения – превышение в ингредиентах нормативов по нитратам более, чем в четыре раза, ДНК свинины в говяжьем фарше, кишечная палочка в салатах и смывах. Кстати, в результате "Макдональдс" самостоятельно принял решение о модернизации 19 своих объектов в крупных городах. Точки открывались достаточно давно, были рассчитаны на другое количество посетителей и на другой ассортимент. Потоки людей возросли, в разы увеличилось количество блюд, а производственные помещения не менялись с 90-х годов. Мы настаиваем, что питание должно быть безопасным, а подача нашей работы под политическим соусом – вопрос самостоятельного выбора каждого.

О ЕДЕ И КУРЕНИИ

- Сейчас главная тема - это продуктовые санкции. Под запрет попали продукты из Европы и Америки, из стран с более-менее нормальной санитарной обстановкой. А в качестве альтернативы предлагаются поставки из стран Юго-восточной Азии, Средней Азии – не самые чистые места, мягко скажем…

- Хочу напомнить, что немалая часть нашего лекарственного рынка — это производство Индии. Поэтому вопрос чисто-грязно - очень условный. Туристы могут видеть грязные улицы, а специалисты видят условия производства. И это совершенно разные вещи. Азиатский рынок продовольствия себя никак не дискредитировал. Другой вопрос, что раньше азиатские производители не всегда могли попасть на наши прилавки со своей продукцией из-за доминирующего положения западных компаний. Это во-первых.

Во-вторых, лаборатории Роспотребнадзора работают четко, оснащены отлично. И если будут какие-то нарушения, вы об этом узнаете. В России удалось сохранить систему контроля за продуктами питания, причем наши требования жестче, чем в ряде стран, а все минимальные риски для потребителя научно обоснованы. В европейских странах мы не видели итогов расследования громких ЧП, когда люди погибали из-за продуктов. Вспомните заболевания с летальными исходами от «испанских огурцов», недавние случаи с листериями в мясных продуктах или сальмонеллезом в Европе. Мы же ежегодно исследуем больше 2 миллионов проб пищевых продуктов по всевозможным показателям. Кстати, за 2013 год у нас в импортных продуктах наблюдался рост негативных находок в молоке и молочных продуктах, в рыбе. Словом, из-за санкций ухудшения качества и безопасности продуктов питания не произойдет.

- Этим летом россияне столкнулись с еще одним запретом – на курение в общественных местах. Каковы первые результаты?

- Мы за первое полугодие зафиксировали 5,5 тысяч административных правонарушений. Основные нарушители – граждане, которые курили в неустановленных местах, например, на детских площадках. Предприниматели чаще всего не соблюдали ограничения в сфере торговли табаком, продавали сигареты несовершеннолетним.

- А не боитесь, что зимой людям придется выходить на улицу, чтобы покурить, а зимой в стране холодно, люди будут заболевать и портить картину по гриппу?

- Я надеюсь, что люди бросят курить. Именно из-за того, что курить станет некомфортно. Вот сколько у вас в окружении бросили курить из-за закона?

- Пока нисколько.

- А в моем окружении есть люди, которые уже перестали курить ровно потому, что это некомфортно – чувствовать себя нарушителем. Сначала был бунт: почему меня ограничивают? А через время стало понятно: бунтуй-не бунтуй, а правило действует и его надо исполнять. Для людей это стало очень сильным стимулом, чтобы отказаться от привычки за собственные деньги лишать здоровья себя и окружающих. Ведь курение является одной из ведущих причин потерь здоровых лет жизни.

ПРИВИВКИ ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ

- Сейчас из Украины к нам приезжают тысячи беженцев. А условия там в последние месяцы военные, о санитарных нормах мы вообще не говорим…

- Вы сейчас задумались об этом, а мы - в апреле. А с мая начали принимать меры. Наша служба участвует в подборе мест для размещения беженцев. Это означает контроль воды, еды, санитарных условий, мест для ночлега. Беженцев изначально встречали врачи и наши специалисты. Людей осматривали, опрашивали. Это была сложная круглосуточная работа. Но результат вы видите: ни одной вспышки.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- С санитарными нормами понятно, а как с болезнями, вирусами?

- Очень боялись кори. Потому что Украина почти не прививала граждан против кори. И от многих других заболеваний тоже – дифтерия, столбняк, полиомиелит, краснуха. Сегодня мы привили от целого набора болезней 87% тех, кому из беженцев прививки были показаны.

- Но за всеми же не уследишь?

- Поймите, занос инфекционной болезни может быть всегда. Наше дело – не допустить того, чтобы все остальные заболели. И пока мы с задачей справляемся. Мы прививали не только тех, кто приезжал, но и всех, кто их встречал. Нам нужно было поднять уровень иммунной защиты от инфекций в стране. В регионах работа шла в ежедневном режиме и продолжается сейчас.

- Кстати, про иммунитет, приближается сезон гриппа. Ждете эпидемии?

- В прошлом году вакцинация от гриппа дала хороший результат. И в этом году постараемся максимальное количество людей привить. Сезонное увеличение заболеваемости будет, но эпидемии не прогнозируем.

ФИЛЬТР ОТ ЭБОЛА

- А как насчет вирусов, которые наши граждане завозят из других стран?

- Россияне активно осваивают новые страны, а вирусы осваивают россиян. Из отпусков к нам привозят желтую лихорадку, малярию, таких экзотических паразитов, которых наши врачи только в учебниках встречали. А ведь правила простые. Не пить неизвестную воду, не есть неизвестную пищу, в качестве которой вы не уверены и не ходить босиком или раздевшись там, где этого делать не следует, где есть риск.

- Эболу пока не привезли?

- К счастью, наши фильтры хорошо работают, и пока случаев заболеваний нет. Было десять подозрений, но люди обследованы и диагнозы сняты.

- А что за фильтры?

- Отслеживаем поэтапно каждого человека. В первую очередь, на уровне авиакомпаний. По международным правилам, экипаж наблюдает за пассажирами. Мы знаем, какое количество транзитных пассажиров из африканских стран летит в Россию в тот момент, когда они садятся в самолет в пункте пересадки. Прямых рейсов со странами группы риска у нас нет. Следующий этап, когда человек обращается за медпомощью. Специалисты Роспотребнадзора провели инструктаж медработников в стране. Если за медпомощью обращается человек, и становится известно, что он был в африканских странах, включается особый режим. Специальное наблюдение, обследование в независимости от того, с чем он обратился.

- А как этот вирус передается? Очень много врачей, работающих в тех регионах, заболели, сейчас же там работают и ваши специалисты.

- Да, наша команда из 8 человек сегодня в Гвинее. Специализированная противоэпидемическая бригада Роспотребнадзора проводит лабораторную диагностику вируса Эбола и других инфекций, консультирует наших соотечественников, работающих в Африке.

Вирус Эбола «злой», мало изученный. Первая вспышка была впервые описана в 1976 году. Инфекция распространяется через бытовой контакт, когда кровь или выделения больного человека попадают на кожу или слизистую. Наши специалисты умеют соотносить риск и необходимость, работая в непосредственном контакте с возбудителем.

Но для России угрозы распространения нет даже в случае возможного завоза.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ВИЧ

- Контроль за ВИЧ тоже находится в вашей епархии. Какая ситуация в стране с этим заболеванием?

- Серьезная. И меня очень настораживает то, что в последние годы все меньше и меньше говорят об этой проблеме. Будто бы общество успокоилось, мол, есть же лекарства, которые поддерживают таких больных. А у нас очень высокий уровень заболеваемости. Мы постоянно проводим анализ ситуации, и впервые в группе риска оказались мужчины очень узкой возрастной группы – от 30 до 34 лет.

Проверка на ВИЧ в нашей стране проводится чаще всего при госпитализации. А в этом возрасте мужчины крайне редко обращаются ко врачам, редко обследуются. Если раньше самым распространенным способом инфицирования был загрязненный шприц с наркотиком, то теперь мы видим другую тенденцию. Все большее количество людей инфицируются в результате обычных гетеросексуальных связей, забывая об элементарных правилах безопасности. Учитывая, что сегодня подростки начинают жить половой жизнью рано, это огромный риск для будущего страны, и просветительская работа в борьбе с заболеванием – самый важный шаг.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ВАЖНО

Миллиарды для потребителей

Как можно защитить свои права и отсудить у обидчика деньги

- Недавно к нам обратился читатель с такой проблемой. Его пожилому отцу делают операцию по квоте бесплатно. Отправили заводить карту и взяли с него за это 2,5 тысячи рублей. И выбора не было…

- Это нарушение прав потребителя. Нужно писать жалобу. Платные услуги это тоже сфера контроля Роспотребнадзора.

- А люди боятся, особенно, если речь идет о больнице, там же потом под нож ложиться. Да и не принято у нас жаловаться.

- А зря. Если мы ничего не будем делать, чтобы защитить свои права, ничего и не получится. Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителей с 2004 года, и сегодня мы получаем в 7 раз больше жалоб от населения на нарушение их потребительских прав, чем 10 лет назад. Причем каждое четвертое обращение рассматривается нами с применением административных мер, а 15% служат основанием для внеплановой проверки.

Сами потребители стали активнее. В судах за 2013-й год рассмотрели больше 370 тысяч дел о защите прав потребителей, и компенсация вреда по таким делам составила 23 миллиарда рублей.

- Так что людям делать, если оказались в ситуации, когда ущемлены их потребительские права?

- Писать, звонить, приходить - как удобно. Только не отмалчиваться. В каждом субъекте есть территориальное управление Роспотребнадзора, где имеется отдел по защите прав потребителей. Все они укомплектованы юристами, экономистами, есть товароведы.

- Никто не хочет мучаться в суде, платить адвокату…

- В ряде случаев Роспотребнадзор самостоятельно сопровождает дела в суде, хотя зачастую достаточно самого факта обращения к нам, и продавец готов мирно урегулировать конфликт.

- От туристов, наверное, много жалоб. Особенно после банкротств этого лета…

- В деятельности приостановивших работу турфирм обнаружены признаки мошенничества, и принимать меры будут уже правоохранительные органы.

Мы по поручению Правительства РФ подготовили пакет предложений для усиления защиты прав потребителей туристических услуг. За 2013 год проверили почти 2,5 тысячи туристических компаний. Чаще всего нарушались права потребителя на информацию, нередко в договор включались условия, ущемляющие права туристов. Отдельные турфирмы ограничивали размер возмещаемых убытков, устанавливали штрафы для туристов на случай отказа от исполнения договора, и даже прописывали право изменения условий договора в одностороннем порядке. Помните – всё начинается с договора об оказании услуг, который обязательно нужно читать внимательно.

- Как человеку рассказать о своей проблеме Роспотребнадзору?

Если требуется непосредственное вмешательство ведомства, потребитель может обратиться в Роспотребнадзор по месту жительства – у нас есть территориальные органы во всех субъектах и отделы в городах и районах – как письменно, так и в электронном виде. Можно оставить обращение на центральном сайте ведомства – www.rospotrebnadzor.ru. Мы принимаем обращения 24 часа в сутки и семь дней в неделю.