Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Политика23 августа 2016 23:37

Как мы разминировали Донбасс

Корреспонденты «КП» вместе с саперами Новороссии целый день искали неразорвавшиеся снаряды и мины. И в очередной раз нашли доказательства того, что Украина использовала запрещенные боеприпасы [фото, видео, обновляется]
До сих пор неубранный подсолнух, кукуруза и пшеница, что торчат справа и слева от дороги, похоже, обречены зимовать: дураков загонять комбайны с тракторами в поля, ставшие минными, не найти.

До сих пор неубранный подсолнух, кукуруза и пшеница, что торчат справа и слева от дороги, похоже, обречены зимовать: дураков загонять комбайны с тракторами в поля, ставшие минными, не найти.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- … Валдай, тут гранату камнем посекло, она не рванула, заберешь? - едва мы входим в штаб ДНР города Снежное, как к командиру минно-подрывного взвода с позывным Валдай пристают ополченцы. - Мы ее вон там, под броник положили.

Сапер бережно вытаскивает гранату, аккуратно осматривает.

- Не рванет? - переспрашиваем. На всякий случай, из-за его спины.

- Не исключено, - равнодушно отвечает Валдай, куда-то выносит ее, а потом возвращается: - Поехали?

Тонны боеприпасов

На первую находку Валдай обращает наше внимание уже через минут десять тряски по посеченным гусеничными траками дорогам. В поле между Степановкой и знаменитой Саур-Могилой торчит какая-то труба. Следуя инструкциям, подходим к ней бочком, стараясь особо не сотрясать землю.

- Это кассетник «Смерча», - смеется он. - Он свое дело сделал и в землю воткнулся, в нем ничего опасного. В отличие от груза, который он нес...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

У въезда в саму Степановку - картина, которую редко показывают киевские каналы: сожженные украинские БМП, танки, бензовозы... И земля, по которой невозможно ходить, не порезав подошвы обуви. Солидный слой осколков, хоть пункт приема цветмета открывай.

Для обороны каратели использовали излюбленную тактику, прикрывшись деревней, устроив позиции прямо на огородах. Но это их не спасло — видно, что технику в считанные мгновения накрыло точным ударом. Ясно, что от тех, кто находился в этих машинах, не осталось ничего...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Саперы здесь уже поработали, ничего под ногами не рванет, но кругом тонны боезапасов: патроны всевозможных калибров, мины, снаряды. Самое страшное, если эти «игрушки» попадут в руки местных мальчишек, которые пока не понимают, что такое - еще в детстве остаться без руки или ноги... У разрушенного многоквартирного дома скрипит на ветру обгоревшими крышками почтовый ящик. Этого адреса больше нет, адресаты выбыли в неизвестном направлении, сюда им больше никто не напишет...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

«Мальчики по вызову»

Всего в подразделении Валдая 9 бойцов, сил которых явно не хватает на столь большую, усеянную смертельными подарками, территорию.

- Мы в помощь пленных привлекаем, - говорит командир саперов и, предвидя напрашивающийся вопрос, добавляет: - Нет-нет, первыми мы их никогда не отправляем, мы ж не звери. Пленные после нас идут и собирают все то, что уже обезврежено. Нормальные ребята, не отморозки из идейных, они в шоке от того, как их власти обманули, все — милиционеры херсонские, в плен нечаянно попали. Работают с удовольствием, чувствуется, что словно извиняются перед донбассцами.

Подъезжает «Берия», заместитель Валдая. На его машине точно такие же три крупные буквы «МПВ» - минно-подрывной взвод.

- Аббревиатуру еще иногда расшифровывают, как «мальчики по вызову», - смеется он. И словно в подтверждение этого у Валдая звонит телефон. На связи штаб: местные обнаружили в разбомбленном доме какие-то снаряды.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Я пошел, а вы тут стойте, - командует Валдай, когда доезжаем до места. Потом приглашает в дом. Снаряды оказались не взрывоопасными. Но все равно — скоро их вывезут от греха подальше, на полигон.

- Вот тут, прямо во дворе танк стоял, отсюда и били, - рассказывают хозяева дома. - А мы в подвале сидели, нас пять дней не выпускали. Всех кур порешили наших, мед с пасекой разорили...

Посреди их огорода за время присутствия здесь украинских войск появились еще несколько достопримечательностей: окоп и огромный кусок железа, бронелист от одной из подбитых БМП метров за двести от машины откинуло...

- К речке только не ходите, - предупреждают нас местные. - Там еще не смотрели, парень вон в соседней деревне пошел за гарбузом, да и подорвался на своем огороде...

Едем дальше...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Пшеничные поля стали минными

До сих пор неубранный подсолнух, кукуруза и пшеница, что торчат справа и слева от дороги, похоже, обречены зимовать: дураков загонять комбайны с тракторами в поля, ставшие минными, не найти.

- Людей мало, поэтому в первую очередь расчищаем дороги, огороды, только потом в поля пойдем, - пожимает плечами Валдай.

Заезжаем на очередное поле. Здесь накануне обнаружили кассету, которая летела в очередном «Смерче» и не сработала, шлепнувшись о мягкий грунт.

- Не подходить! - поднимает руку Валдай. - Рвануть может только так. Внутри она нашпигована такой проволокой, которая разлетается метров на 400, укрыться в поле — никаких шансов практически. Потому и считается запрещенным оружием. Уничтожать на месте не будем, разлет большой, придется машину специальную вызывать...

Он всматривается вдаль, идет туда, и приносит какую-то серебристую чашечку.

- Вот он, толкатель! - радуется предмету командир. Это еще одна деталь от «Смерча». А, значит, теперь, сопоставив две точки падения, можно вычислить траекторию полета ракеты, которая оставляла на своем пути кассеты.

- Сегодня не успеем уже, стемнеет скоро, завтра приедем другие искать. - говорит он и задумывается: - На поле их хотя бы хорошо видно, а вон там дальше кусты начинаются...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

«Псковский десантник»

А в это время подчиненные Валдаю бойцы недалеко от Мариновки готовятся к уничтожению очередной партии покалеченных, но еще опасных боеприпасов. Именно на этой высоте близ указанного села еще месяц назад гаубицы и пушки карателей палили по Мариновке и Степановке, не позволяя армии Новороссии установить контроль за границей с РФ. Сейчас самоходки валяются вверх порванными гусеницами. Повсюду — огромные воронки, развороченные блиндажи и снова — патроны, снаряды, мины... Но помимо чисто военных девайсов, здесь можно найти еще немало интересного. Разорванные американские пайки, например, джинсовые шорты...

Пока идут приготовления к большому взрыву, говорим с Валдаем: почему он именно в саперы пошел?

- Старший брат у меня служил сапером в Афгане, вернулся без ноги оттуда, и вот он мне в нашем Славянске постоянно рисовал устройство мин, взрывателей, мне было интересно, - буднично отвечает он. - Когда призвали в армию, служил под Волгоградом, после учебки стал заместителем командира минно-подрывного взвода. Так и пошло. Когда все это началось, я из своего Крыма сюда приехал. Помогать ополчению и людям.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Говорил же, что из Славянска...

- Ну как: родился во Владивостоке, потом всю жизнь прожил в Славянске. А последние десять лет в Крыму живу. Так вот: приехал, и под началом брата вступил в саперный взвод. Потом, уже в Торезе, брат, решивший осмотреть одну из наших работ по установке взрывчатки, сломал протез. Сейчас он в России, нуждается в новом протезе...

- А позывной откуда такой - «Валдай»?

- Однажды на картинке увидел город и озеро, красиво. И мы с дизайнером еще в Крыму стали думать, как эту валдайскую красоту воссоздать, повторить в другом месте. Я же ландшафтным дизайном занимаюсь...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Он останавливается, еще раз оглядывая, гору, над ландшафтом которой во время боев поработали ополченцы. Мда...

- А знаете, то, что укры постоянно говорят о псковских десантниках в Новороссии — абсолютная правда! - вдруг говорит его зам, Саня «Берия».

- Да ну... - от неожиданного признания открываем рты. Столько искали их, искали, и вот — настоящая сенсация!

- Ну да! - еще раз подтверждает он, а в глазах — хитринка. - Я «срочку» в псковской дивизии ВДВ проходил. В советские еще годы!

Берия весело смеется. А потом вспоминает, как вместе с командиром выходили из Славянска в составе той самой группы Стрелкова в ночь на 6 июля (до этого успев кое-что там заминировать), как в конце июля они брали эту высоту, и в том неудачном штурме был ранен.

- Кстати, смотрите, вот еще запрещенное оружие, - показывают нам два 152-мм гаубичных снаряда. Один открыт и полностью набит металлическими дротиками, там их порядка 10 тысяч штук («Коня насквозь прошивает!»). Другой попросту поджигают. Сначала огонек на кончике снаряда был ровным, а потом вдруг брызнул белым фейерверком, на который больно смотреть.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Называется он «термитно-фугасный снаряд», - поясняют нам. - Действие вроде бы как у простого фугаса, но вместе с осколками человека поражает еще и белым фосфором, да-да, тем самым.

Струя тем временем становится сильнее, и от нее начинает гореть земля. Что будет с человеком, на которого попадут капли этого раскаленного вещества, жутко представить...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Все готово! Начинаем!

Отъезжаем на безопасное расстояние и наблюдаем подрыв, от которого земля под ногами волнами заходила. Полторы тонны боеприпасов больше не опасны. И так здесь почти каждый день.

Мы покидаем Мариновку. Ее жители благодарят саперов за проведенное на их огородах разминирование и выходят копать картоху. Зима будет долгой и сложной, поэтому подбирают даже мелочь...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ЕЩЕ РЕПОРТАЖ ИЗ ДОНБАССА

«Донецк не в Порошенко, а в победу верит!»

Алексей ОВЧИННИКОВ

- Господи, а где все-то? - 63-летняя Анастасия Леонидовна, только ночью вернувшая с внуком в родной Донецк из России, где она пережидала бомбежки, растерянно смотрит на полупустынные улицы. Народу на них действительно мало, как в рабочий полдень в небольшом райцентре. - Знаете, здесь раньше было не протолкнуться, а машин-то, машин было!..

Эти картинки и впрямь шарашат. В последний раз я был в Донецке три месяца назад и тогда немало простоял в пробках, местами не уступающих московским. Теперь же дороги свободны, на самых больших улицах на светофорах скапливается машин пять, не больше (читайте далее)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

В души украинских правителей вселился дьявол

Николай ВАРСЕГОВ

- Как думаете, продолжит ли Украина войну? – спросил я в Луганске у одного священника в дни последнего перемирия.

- Да, продолжит, - не задумываясь, ответил он.

- Но ведь хунте должно быть ясно по нынешнему раскладу сил, что победы за ней не будет.

- Дело в том, что в их души вселился дьявол, - отвечал священник, - потому украинское правительство действует не от разума, а от злобы (читайте далее)

В ТЕМУ

ОБСЕ опубликовала оригинал минского Меморандума

Текст Меморандума об исполнении положений Протокола по итогам консультаций трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины Петра Порошенко и инициатив президента России Владимира Путина, был опубликован на сайте ОБСЕ сегодня, 20 сентября (читайте далее)