Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО
Житель города Лиски Игорь Дьяченко собрал солидную коллекцию моделей автомобилей. Полки с экспонатами занимают целую стену. Но самая ценная игрушка коллекции в квартиру не поместилась. Это настоящий «Москвич-401» родом из пятидесятых.
Запах советского автомобиля
- Это мой первый личный автомобиль, - рассказывает Игорь. - В 1997 году выменял его у друзей на мотоцикл «Тула». Тогда это была не ретро-машина. Это были дрова.
Вместе с отцом Игорь перебрал мотор, сцепление, перекрасил «старичка». «Начинка» автомобиля осталась практически оригинальной, а вот с экстерьером пришлось «поколдовать». Детали найти очень трудно. Передний и задний бамперы установили от «горбатого» ЗАЗ-965, боковые молдинги – от «ушастого» ЗАЗ-968.
Конструкция полувековой давности не предусматривала указатели поворота. Кроме того, сзади торчал одинокий стоп-сигнал - габаритов не было. Автомобиль не собирает пыль в музее, а ездит по дорогам. Владелец решил не шокировать других участников движения и установил поворотники от советского грузовика ЗиЛ-164, а также габариты. Выглядят они довольно аутентично. Если любители старых «Москвичей», глядя на такие переделки, пустят слезу, то непосвященные вряд ли заметят изменения.
Внутри обращают внимание приборная панель, напоминающая лицевую часть старинного радиоприёмника, ну очень маленькое зеркало заднего вида, отсутствие ремней безопасности. Кроме того, у «Москвича-401» нет двери багажника. Чтобы поместить туда груз, нужно откинуть спинку заднего дивана.
- Больше всего мне нравится в машине особенный, ни с чем не сравнимый запах, - делится владелец. - Запах советского автомобиля – он не исчез до сих пор.
Фото: Станислав ШЕВЧЕНКО
Руки хозяина «Москвича»
Игорь поворачивает ключ, и двигатель начинает неровно тарахтеть. Что-то не так. Владелец поднимает вверх боковую створку капота и исчезает в ее тени.
- Сфотографируйте руки хозяина старого «Москвича»! Они всегда в мазуте, - улыбается Игорь, выкручивая свечу.
Спустя десять минут автомобиль приходит в себя. Поворачиваем хромированные ручки и открываем распашные двери. Ну что, прокатимся?
У Игоря Дьяченко есть водительские права категорий А, В, С. На работе он управляет тепловозом и электровозом. Для тех, кто хочет передвигаться за рулём «четыреста первого», надо бы ввести особую категорию. Водителям, привыкшим к современным автомобилям, придется попотеть, чтобы хотя бы тронуться с места на стареньком «Москвиче». Рычаг переключения передач находится под рулём. Вдобавок, педаль сцепления не позволяет легко почувствовать точку трогания.
«Даже собаки оборачиваются!»
Казалось бы, лискинцы к необычному автомобилю давно должны привыкнуть. Но «Москвич» притягивает взгляды и улыбки абсолютно всех прохожих, которых встречает. Мимо проезжает автобус, и пассажиры дружно поворачивают голову вслед за «четыреста первым».
- С такой машиной внимание на дороге обеспечено. Даже собаки оборачиваются! – улыбается Игорь.
Есть и отрицательная сторона того, что машина настолько заметна. Желающие сфотографироваться чуть ли не забираются на капот, какие-то скутеристы во дворе постоянно пытаются слить бензин из бака...
Сейчас Игорь продает «Москвич» - относительно недорого, по цене пожилой «Дэу-Нексия». Но он готов отдать машину исключительно в заботливые руки.
- Звонил тут один, сказал, что распилит кузов и сделает из «Москвича» хот-род (это спортивный автомобиль в довольно специфическом американском стиле – прим. авт.). Не стал ему продавать... – делится Игорь.
Кстати
Удивительный исторический факт: автомобиль с названием «Москвич» имеет немецкие корни. После войны советская сторона получила по репарациям часть конструкторской документации автомобиля Opel Kadett K38. Первые «Москвичи» были почти полными копиями этих «немцев». По слухам, модификацию для воссоздания выбирал лично Сталин. Купить «четырехсотый» можно было за 8 тысяч рублей, усовершенствованный «четыреста первый»— за 9 тысяч. Для сравнения, «Победа» ГАЗ-М-20 стоила 16 тысяч, ну а средняя зарплата в народном хозяйстве СССР в 1950 году составляла 601 рубль.