Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Туризм13 сентября 2014 19:30

Приехали в отпуск, а стали заложниками: В Китае и Доминикане наших туристов вызволяли с помощью МИД и Ростуризма

От новых банкротств на туристическом рынке россияне не застрахованы. Рассказываем, как себя вести, если турфирма бросила вас на заграничном курорте
Фото: Владимир Веленгурин.

Фото: Владимир Веленгурин.

Отпуск, казалось бы, дело личное, семейное. Только родные, друзья, море и солнце. Наверняка так думали и клиенты лопнувшего на днях туроператора "Южный Крест", улетая в романтический вояж на Карибы, в солнечную Грецию и на пляжи острова Хайнань.

Как бы не так! Их отпуск стал делом государственной важности: им занимались российский МИД и Ростуризм, полиция Доминиканы, власти Китая, "Турпомощь", куча общественных организаций.

Нашим властям пришлось вызволять граждан России - потому как райские места и роскошные гостиницы после известий о банкротстве "ЮК" моментально превратились в "тыкву", как та Золушкина карета. А россияне из дорогих и желанных гостей стали должниками и заложниками, которых или на улицу выгнать, или домой не пускать - но только не относиться по-человечески.

Справедливости ради:, так не на всех курортах происходит. Не слышно жалоб из Болгарии, Таиланда, Хорватии, Черногории - клиентов "Южного Креста" и "Солвекс-Турне" (обанкротились они почти одновременно на этой неделе, оставив на курортах в общей сложности 15 тысяч человек) эвакуируют рейсами "Турпомощи". Но до вылета они спокойно живут в отелях.

Из Мексики в субботу несколько десятков россиян с путевками "Южного Креста" вернулись. Даже "Турпомощь" не понадобилась, потому как на курорт Канкун они прилетели рейсом "Трансаэро". Авиакомпания от своих пассажиров не открестилась - всех готова отвезти и обратно. Это хорошие примеры. Но есть и другие. В Доминикане нескольких россиян задержали и отвезли в полицию. Людям пришлось отдуваться за долги "Южного Креста" перед отелем - больше 3 тысяч долларов требовали! Вмешались МИД, Ростуризм, Министерство туризма Доминиканы, начальник местной полиции. Только тогда путешественников отпустили..

Возвращение почти 700 (!) россиян из Китая и вовсе висело на волоске. Весь день в пятницу "Турпомощь" пробивала разрешение на вылет эвакуационных рейсов с острова Хайнань в Екатеринбург и Тюмень - людей просто могли не выпустить, пока "Южный Крест" не выплатит долг в миллионы юаней! "Улетят, дипломатического скандала китайцы не допустят", - уверяли "Комсомолку" в Ростуризме. Так и вышло. Вечером в пятницу власти Поднебесной открыли небо для российских рейсов. Но для решения вопроса "Турпомощи" пришлось подключать МИД, Ростуризм и МЧС.

Греческие отельеры чувствуют себя словно в трагедии Эсхила: в кризис так надеялись на русских туристов и их деньги! Да и для наших туроператоров Греция была очень лакомым куском пляжного пирога: не случайно именно за курорты Эллады велись самые жесткие демпинговые войны. "Южный Крест" в свое время запустил чартеры на Пелопоннес, и другие греческие курорты осваивал активно. "Лабиринт" каждый год проводил Греческий форум: привозил то на Крит, то на Родос, то в Афины сотни турагентов и журналистов.

Увы, вместо золотого руна вышли пустые счета. Не повезло владельцам крупной принимающей компании "Амботис". Она умудрилась заключить контракты с "Невой", "Лабиринтом", "Солвекс-Турне" и "Южным Крестом" - обанкротились все! Теперь "Амботис" только и делает, что подсчитывает убытки - миллионы евро. И разводит руками: оплачивать отдых клиентов очередного банкрота мы не в состоянии, платите за проживание из своего кармана или улетайте в Россию первым же рейсом. Нервы, разочарование - что ж, вполне понятно...

И во время прошлых скандальных банкротств, и после краха "Южного Креста" Греческая национальная туристическая организация и союзы отельеров разных островов и курортов Греции увещевали коллег: не выселяйте туристов, решайте свои финансовые проблемы цивилизованно, подавайте на неравдивых партнеров в суд. Но случаи выселения все же есть.

Увы, от новых банкротств на туристическом рынке никто не застрахован. Поэтому перед отпуском полезно разобраться, кто что кому должен и кто вам должен помочь, если туроператор помашет ручкой. Надеюсь, советы вам не пригодятся и отпуск в бархатный сезон пройдет отлично. Но тем не менее.

1. Эвакуационные рейсы, которые организует "Турпомощь", для туристов БЕСПЛАТНЫ.

Но находятся желающие заработать и на них! В августе с отпускников требовали деньги в Турции, сейчас в Ассоциации туроператоров России сообщили о таком же случае в Греции. Отдыхающим сказали: "Турпомощь" вас вывезет, но нужно заплатить. Семья оказалась подкованной, тут же обратилась в "Турпомощь" и, разумеется, улетела домой бесплатно.

Это - откровенное мошенничество, подтверждают в АТОР. Если на курорте вы узнали о проблемах туроператора, сразу же сообщите о себе в "Турпомощь" - напрямую, через агентство, где покупали тур, или через гида принимаюшей компании, как будет удобнее и быстрее. Когда от краха туркомпании страдают тысячи и десятки тысяч туристов, много времени и сил уходит на составление списков для помощи и возвращения на родину. Так что перед поездкой на всякий случай запишите в мобильный телефон "Турпомощи" (см. ниже).

Если не хотите срочно возвращаться домой и готовы сами оплатить обратный билет, - ваше право. В этом случае стоимость перелета можно вернуть через страховую компанию, где оформлены фингарантии туроператора. Название страховщика есть в вашем договоре с турагентством и на сайте Ростуризма в Реестре туроператоров.

2. Вы заплатили за путевку? Значит, имеете полное право жить в отеле. Позиция Ростуризма и Ассоциации туроператоров России в этом вопросе однозначна: все попытки выселить туристов и требовать у них деньги за проживание - мол, от вашего туроператора мы их не получили - незаконны. Почему? Потому что люди услугу оплатили. А отельеры были согласны работать с российскими туроператорами в долг, заключили контракты с такими условиями. И приняли туристов, приехавших с ваучерами "ЮК" и "Солвекс-Турне" - выходит, такое подтверждение оплаты устраивало. У отпускников, купивших туры, нет никаких юридических отношений с отелем - договор у них с турфирмой, деньги платили туда же. И у гостиницы контракт с туроператором, а не с его клиентами - значит, и долг требовать надо с него.

"В споре двух хозяйствующих субъектов не должны быть задействованы граждане Российской Федерации, которые полностью оплатили туруслугу. В случае нарушения законных прав российских туристов за рубежом необходимо сообщать об этом по телефонам «горячих линий» Объединения «Турпомощь» и «Ростуризма» для оперативного вмешательства. Тел. +7 495981-51-49 (круглосуточно), +7 985 226 82 71, +7 917 540 51 21", - говорится в официальном сообщении Ростуризма.