Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Авто15 сентября 2014 17:30

Поддержка российского автопрома: не было бы счастья, да несчастье помогло

Поможет ли госзаказ вывести российские марки в лидеры розничных продаж?

Росстат опубликовал данные, говорящие о падении производства легковых и коммерческих автомобилей в России. В развитии автопрома явно наметились негативные тенденции, и государство решило оказать ему поддержку.

«В 2013 году впервые в России доля иномарок превысила долю отечественных автомобилей: 54% против 46% соответственно. Среди отечественного автопрома «Лада» по-прежнему сохраняет позиции лидера, однако по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей Волжского автозавода в мае нынешнего года по сравнению с прошлым маем снизились на 14%. Иными словами, популярность даже самых известных отечественных марок авто до недавнего времени уверенно снижалась.

Разговоры на уровне правительства о поддержке отечественного автопрома ведутся давно. Но, по оценкам специалистов, на сегодня такая поддержка у нас в стране практически отсутствует, а субсидии только покрывают расходы отечественных производителей на утилизацию старого автохлама. И вот в июле премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, согласно которому госструктурам запрещено закупать импортные автомобили и технику иностранного производства. Ограничение коснется не только машин чиновников, но и общественного транспорта, а также техники экстренных служб и коммунальщиков. В перечень транспортных средств, которые можно будет закупать для госнужд только у отечественных производителей и компаний из Белоруссии и Казахстана, внесены 66 позиций, в частности, автобусы, трамваи, экскаваторы, бульдозеры, автокраны, спецтехника для уборки улиц и машины аварийно-технических служб.

Очевидно, что к этому решению руководство страны подтолкнули экономические санкции против России, связанные с событиями на Украине и попытки экстренно внедрить систему импортозамещения европейских и американских транспортных средств продукцией отечественного автопрома. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В рамках обсуждаемого постановления МВД получит из фонда поддержки российского автопрома 2,3 млрд. рублей на закупку 3,5 тыс. легковых и грузовых автомобилей. Парк российской полиции пополнят модели ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, «Урал», КАМАЗ, ПАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ и «Волжанин». Первые 70 легковых и грузовых автомобилей уже получили правоохранительные органы Крыма. Собираемые в Ленинградской области автомобили Ford Focus, которые пользовались особой популярностью у стражей порядка, закупаться больше не будут. И это при том что в этом году падение продаж данной модели в России и без этого составило около 55%, в результате чего перспективы Ford в России оказываются под очень большим вопросом. Конечно, отказ от использования иномарок госорганами – не новость, и практикуется во многих странах мира. Так, французская полиция ездит на Renault Megane, правоохранительные службы в Германии – на BMW и Smart, итальянцы предпочитают свою родную Alfa Romeo, а чехи и словаки – Skoda. Про полицию США и говорить не приходится – Ford, Dodge, Chevrolet. Но все это, подчеркну, качественные, комфортабельные и надежные машины. Чего, к сожалению, пока нельзя сказать о многих наших, российских, моделях.

В планах МВД в первую очередь посадить на Lada участковых, затем – руководящий состав. Будем надеяться, что со временем эта программа будет реализована и наш автопром получит стабильный госзаказ со стороны силовиков. А вот спасут ли отечественных производителей правительственные программы – покажет время. На данный момент МВД уже выделило средства на закупку 3,5 тысяч легковых и грузовых автомобилей, а так же пассажирского транспорта, но это сегодня – капля в море. Один только «АвтоВАЗ» за май этого года собрал 25,8 тысяч машин. При этом если госслужащих можно волевым решением пересадить на отечественные автобренды, то заставить это сделать остальное население вряд ли удастся, даже запретив ввоз в страну европейских или американских марок.

Последние сдвиги в области торгового сотрудничества с Азией показывают, что отечественный автолюбитель в любом случае не останется один на один с российским автопромом – массовые и надежные корейские марки вполне могут теоретически заменить популярные европейские бренды бизнес-класса, а быстро прогрессирующий китайский автопром – бюджетные отечественные «Лады» и «Волги». Убежден, при любом развитии политической ситуации у рядового потребителя будет выбор, на чем ездить, отечественный же производитель получит вполне понятную поддержку государства госзаказом, она, безусловно, не сможет вывести российские марки в лидеры розничных продаж, но и не позволит окончательно умереть крупнейшим отечественным автопредприятиям».

Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» - о ситуации в автопроме.

Слушайте ежедневную программу «Автомобили» на Радио «КП».

Присоединяйтесь к группе автомобилистов ВКонтакте.