Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды14 июля 2014 19:00

Сергей Гармаш: «Даже жена, помню, сказала: «А не занесло ли тебя?»

Актер рассказал студентам о том, «как докатился до жизни такой»
Сергей Гармаш рассказал студентам о том, «как докатился до жизни такой»

Сергей Гармаш рассказал студентам о том, «как докатился до жизни такой»

В Летней киноакадемии Никиты Михалкова на днях состоялся «мастер-класс с характером» - это Сергей Гармаш рассказал студентам о том, «как докатился до жизни такой». До какой именно, было ясно с самого начала. Сергей Леонидович пришел в аудиторию в майке с сердитой басурманской надписью «такая-сякая жизнь» (это деликатный перевод, разумеется, но и к оригиналу юридически не придерешься - буквы в известном всем американском слове на букву «f» переставлены). Занятие, в общем, прошло на высокой ноте драматизма - за что мы актера любим еще больше.

АВТОБИОГРАФИЯ НОН-СТОП

- Я не читаю, не пою, о политике не говорю. Про политику я только на кухне рассуждаю - не потому что боюсь, а потому что каждый человек должен быть на своем месте и не лезть в чужую вотчину. Поэтому поехали! (и без паузы - прим. АБ) - я родился на Украине, окончил восемь классов и собирался стать моряком, даже занимался парусным спортом. Но как-то листая справочник, сказал что в театральном училище, наверное, интересно. Это была шутка, но мама, ведомая каким-то своим чутьем, отдала мои документы в театральное училище в Днепропетровске. И тут меня пятнадцатилетнего осенило: надо сдаваться - это же общежитие и никакого контроля! Поступил, закончил и уехал работать в Херсон в театр кукол. Потом, отслужив в стройбате 2,5 года и перечитав там всего Шекспира и Толстого, поехал поступать в Москву уже нацеленно. Тем более что вымахал и не помещался за ширму - работал c куклами на полусогнутых. Пришел, в общем, я в Щепкинское - и провалился с грохотом в одну секунду! Ужас, ноги тряслись. Два дня ходил и думал - ну как же так, я же артист, я все свежее читал! А наша страна - это были 80-е - была тогда очень читающая. Если появлялся новый Айтматов или Распутин, все спрашивали друг друга «ты читал?» - как сейчас спрашивают «ты смотрел нового Финчера и Звягинцева?» А потом мне будто в ухо кто-то шепнул: «А зачем ты фасонил, почему ты не прочел то, что любишь и знаешь?»

Через три дня я пошел в Щукинское уже с любимым Шукшиным - и прошел во второй тур. Мне говорят, сдавай документы. Но как же я так сразу сдам? Я же хохол! Побежал еще и в Школу-студию МХАТ, и в ГИТИС, везде прошел, а потом все же сдал документы в Школу-студию. Учился жадно, стал отличником с повышенной стипендией. После окончания Галина Борисовна Волчок приняла меня в «Современник», где я и служу по сей день, снимаясь в кино в свободное от работы время.

ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЧШИЙ СПУТНИК АКТЕРА

- Кино и театр - для меня два совершенно разных дела. Организм сам как-то перестраивается под магию кино или магию театра. А как это происходит - для меня тайна. В кино можно за 12 часов сделать сцену, а в театре почему-то нет. Хотя вообще-то было однажды - Волчок сделала спектакль «Мурлин Мурло» всего за 28 репетиций.

- Надо влюбиться в Достоевского, для того чтобы правильно его читать. Он же до внутренностей в человеке прорывается! Он как железо расплавленное. Достоевский - лучший спутник для актера. Памятный момент был, когда я при поступлении в «Современник» перед Волчок, Гафтом и Квашой читал 22-минутный монолог Мити Карамазова. Меня так поперло, что никто даже не остановил, как это обычно делают на длинных монологах.

- Никода не спорьте с режиссером! С любым. Смотрите ему в глаза, как на Феллини. И кивайте - все, мол, понял. Даже если вы уверены, что понимаете свою роль лучше, чем он. Выслушайте и сделайте по-своему, но так, чтобы он сказал: «О! Я вот этого и хотел». Не бойтесь инициативы, но она должна быть дозирована и обдумана - тогда вам даже выход голышом разрешат. Но, помните: любая импровизация, как сказал Бергман, должна быть идеально отрепетирована.

В Летней киноакадемии Никиты Михалкова на днях состоялся «мастер-класс с характером»

В Летней киноакадемии Никиты Михалкова на днях состоялся «мастер-класс с характером»

АГЕНТА НАДО ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ

- У меня агента никогда не было и, наверное, уже не будет. Но сейчас, когда нет актерских отделов на киностудиях, начинающему актеру нужен агент. Лучше, конечно, сразу найти такого, который любит не себя в роли серого кардинала, а реально вас - ищет под вас роль, продюсера и режиссера. Если не нашли такого - тогда агента нужно держать в узде. Агенты - это в 90 процентах случаев нереализованные актеры и актрисы. Куда им девать амбиции? Вот и начинают гнуть пальцы. Особенно если чувствуют, что «их» актера хочет снимать Михалков, например. Требуют, чтоб стоянка была, гостиница, поезд персональный. А актер об этом ни сном ни духом. А вы знаете, что народный артист Смоктуновский (!) на натуре переодевался не в отдельном вагончике, а в уазике - наравне со всеми. Это я не к тому, что давайте вернемся к валенкам. А к тому, что из-за такого загибания пальцев, условный Михалков, слыша в следующий раз фамилию агента, сразу говорит «до свидания».

ПРОБЛЕМЫ ШАМАНИЗМА

- Число фильмов, где сыграл актер, ничего существенного вам об этом актере не скажет (на счету у самого Сергея Гармаша 95 картин и 22 сериала - прим. Ред.). Серьезнее всего репетировали (со мной) Абдрашитов, Вайда, Учитель, Тодоровский и Михалков. На фильме «12» мы восем смен подряд репетировали. Михалков никого не заставлял, но были моменты, когда уже и осветители дома спят, а мы все репетируем.

- Случай был такой на фильме «12»: Михалков всем актерам сказал надеть костюмы, загримироваться, чтобы посмотреть, все ли как надо. А потом мы все впервые просто зашли в павильон, где должны проходить съемки. Кадр, когда, мы входим и озираемся, не подозревая о том, что нас уже снимают, — и есть начало картины.

- Еще такой случай помню с Михалковым, когда он посадил всех за стол и сказал: «Я прошу гробовой тишины» - я понимал, что сейчас он будет снимать монолог, а он полчаса ходит и то анекдоты мне рассказывает, то какие-то случаи... Шаманил! Говорил, вот здесь если забудешь текст - ну и ладно, а вот если здесь - то сиди вспоминай. Но это Михалков. У Соловьева - другая манера работать на площадке. Вам даже может показаться, что ему почти что пофигу. Но если вы будете внимательно слушать о чем он говорит, то вы поймаете волну.

- Что такое вжиться в роль? Если вы играете маньяка, то уже с утра в метро должны ехать с оскалом что ли? Или представьте себе — у вас монолог: «Я тебя разорву на части! Только мокрое место останется!» Если так уж глубоко вживаетесь в роль, то во время перерыва, по идее, должны кому-нибудь закатать по сусалам. А потом в суде лепетать будете: «Понимаете, я просто в образе был!» В общем, тут уж надо психиатров подключать. Это мне напоминает артистов, которые начинают «зазерняться» с вечера (в переводе с актерского сленга - «входить в роль» - прим АБ) и потом он так глубоко «погружается» в образ, что его оттуда надо с реанимацией вытаскивать. «Подожди, не подходи, я после спектакля!» - ага, слушайте больше! Это все брехня на самом деле. Ну в день премьеры случается, конечно посидеть в машине, например, одному, не включая телефон. А когда так входят в роль, что без таблеток не выйти - это проблемы шаманизма в северных районах.

ИДИТЕ В МЫЛО!

- Я избалованный у меня никогда не было простоя. Кроме того случая, когда я его сам себе устроил. Это было после роли в «Нежном возрасте» Соловьева. Позвонили «Дальнобойщики» - я говорю нет. «Любовь.ру» - я говорю нет. Прошел февраль, март, апрель, май... потом еще предложили какой-то неубедительный сценарий. Я опять - нет. И мне тогда даже жена, помню, сказала: «А не занесло ли тебя?» В июне я поехал на Кинотавр, и там познакомился с Месхиевым, который потом меня пригласил в картину «Механическая сюита». И снова пошел период хороших фильмов. Но я вам скажу, простои - это часть профессии. Важно не впадать в упадническое настроение возле телефона - «когда-когда?» Да, это трудно, но надо заниматься чем-то другим. Вам позвонят. Идите в мыло. Не относитесь к этому жанру с пренебрежением. И из мыла можно выскочить на хорошие фильмы.

- Дружите с оператором. Он, может, еще раньше режиссера всю сцену продумал и от него весь фильм, бывает, пляшет. Так что заносите ему первому с утра - деньгами или пузырем. А то он из вас и жабу может сделать запросто. У меня много друзей среди операторов.

- Если мне предложат хорошую роль, я могу сильно изменить свой гонорар, снизить сумму. Другие актеры боятся - нельзя мол, создавать прецедент. Но всегда лучше не произносить сумму гонорара первым - прикидывайся дурачком. Тебе может больше хотели предложить - а ты уже назвал цифры... Бесплатно я не снимался. Просто из уважения к коллегам-актерам. Но у таких монстров, как Финчер, Гринуэй, Кубрик - мог бы конечно, сняться очень задешево.

- Фильмов за которые мне не стыдно, можно по пальцам пересчитать. Хорошо, когда ты все роли переписываешь от руки - пока пишешь, образ уже засел в мозгу. В любой истории я стараюсь существовать честно и делать лучшее, на что способен.