+20°
Boom metrics
Звезды14 апреля 2014 22:00

Вадим Абдрашитов: «Правителям нужна мудрость, чтобы не довести дело до мясорубки»

В Кишиневе знаменитый режиссер дал интервью «Комсомолке».
Источник:kp.media
В Кишинев по приглашению Международного медиаклуба «Формат-А3» приехал знаменитый российский кинорежиссер, автор «Плюмбума...», «Слуги» и «Парада планет».

В Кишинев по приглашению Международного медиаклуба «Формат-А3» приехал знаменитый российский кинорежиссер, автор «Плюмбума...», «Слуги» и «Парада планет».

Фото: Леонид РЯБКОВ

«У Боженьки надо просить, чтобы на Украине не дошло дело до мясорубки»

- Давно не был в Молдавии! - признался мне Вадим Юсупович. - Последний раз - страшно сказать! - в 1977 году. Приезжал с премьерой, что было тогда обычным делом. Режиссер с новой картиной ездил по стране, показывал ее зрителям, встречался с коллегами. То же самое происходило и здесь. По-прежнему город — замечательный, очень уютный, самый зеленый город на постсоветском пространстве! Он более зеленый, чем Ереван, чем Тбилиси, чем Алма-Ата. Встретил меня город очень хорошей погодой, хотя Интернет обещал дождь. Гостеприимно встретил, как и те славные люди, которые организовали мой приезд...

- Вы же родились в Харькове...

- Да. Я сын офицера Советской армии, поэтому мы путешествовали по всему Союзу, я жил везде, если так можно сказать, а родился в Харькове.

- Вам больно, когда вы видите то, что сегодня происходит на Украине, в Харькове...

- Разумеется! Всем больно, любому человеку, независимо от того, где он родился. Достаточно суровые процессы, я бы сказал, происходят. И, я считаю, остается только молиться, просить у Боженьки мудрости, здравости и осторожности, толерантности для всех правителей всех народов, чтобы не довести дело до мясорубки.

- Ваш замечательный фильм «Время танцора» как раз и рассказывает о горячей точке, возникшей на обломках СССР. Тут симбиоз, наверное: и Чечня, и Приднестровье...

- Могу только повторить то, что я вам сказал. Очень многое на самом деле зависит от руководителей стран, от президентов, от лидеров партий, общественных деятелей. Нет способа как-то влиять на все происходящие процессы, поэтому остается уповать, повторяю, на мудрость и осторожность политиков.

- В одном из интервью вы сказали, что при «экономических трудностях неизбежен поворот к нормальной диктатуре или резне». Санкции Запада по отношению к России после присоединения Крыма неизбежно вызовут экономические трудности...

- Я не совсем это имел в виду. Я хотел сказать, что при определенной степени экономических трудностей всегда возникал соблазн решить все проблемы волевым образом. А такой способ всегда требует диктатуры в том или ином виде. Не думаю, что присоединение Крыма - это тот самый случай чудовищного ухудшения экономики, что приведет к каким-то тоталитарным формам нашего существования.

«Мне не удается найти денег на новый фильм...»

- Больше десяти лет вы ничего не снимаете. А у вас есть некий замысел, как вы сами его определили, простая история - у детского врача заболела дочь. Но вы ведь простых историй не снимаете...

- Совершенно верно! Внутри всей этой истории, которая, на самом деле, очень сложная, пружина. В центре этой истории - детский врач, у которого заболела дочь. История - в нескольких временных плоскостях. Поскольку это несколько временных плоскостей, в том числе, и исторические, то, следовательно, это уже достаточно дорогой фильм. А то, как мне представляется, его надо сделать...

- Двадцать миллионов долларов?

- Да, те самые двадцать миллионов. К сожалению, за все это время, а этим я занимался, наверное, лет семь, мне не удалось найти таких денег. Сейчас я работаю над более скромным в финасовом смысле замыслом, но надеюсь не скромным творчески. А история — очень простая. Сейчас нормальной температурой человеческого тела считается 36,6 градусов. Это было и сто лет назад, и тысячу, и десять тысяч лет тому назад. Больной человек — это больной человек, здоровый - это здоровый. Что тогда, что сейчас. Состав крови тот же самый, следует предположить, что и основные инстинкты были теми же самыми.

- Чувства, мысли...

- Да, да, да... Вот, собственно об этом. Если так можно сказать, о метафизике жизни. На основе простой истории. Поскольку здесь много исторических времен и сам процесс съемки должен быть инженерно-декораторским, что и требует львиной доли этих искомых денег.

- Почему же вам, такому знаменитому режиссеру, не удается найти таких денег, когда миллионы тратятся на блокбастеры? Взять, к примеру, фильм «Цитадель» Никиты Михалкова...

- Михалков — личный друг президента....

- А у вас нет выхода на сильных мира сего?

- Почему? Я, правда, не знаком с президентом, я говорил со многими очень богатыми людьми, но сегодня ситуация изменилась. Сегодня деньги не нужно отмывать. Зачем вкладывать в кино? На кино невозможно заработать. Надо быть просто сумасшедшим человеком, чтобы вложить деньги в таком количестве в производство картины, которая никогда не окупится! Ну, получит призы на каких-то фестивалях, этот человек услышит слова благодарности, ему даже будет посвящен отдельный титр в фильме! И все, больше ничего! Ну, не будет больших денег, значит, будет сниматься кино на маленькие деньги.

«Наш Плюмбум - бессребреник по сравнению с сегодняшними Плюмбумами!»

- Вам очень точно удается препарировать, показать образ современника, что тридцать лет назад, что двадцать, что десять... Вы говорили о том, что герой фильма «Плюмбум, или опасная игра» сегодня процветал бы...

- Из сегодняшнего времени, глядя на него и видя перед собой современных «плюмбумов», я понимаю, что наш-то Плюмбум — просто бессребреник, он не требовал никакого навара, никаких денег, ничего! Он был борцом за идею, может быть, этим и был страшен, но, во всяком случае, он был бессребреником. А сегодня трудно представить себе такого деятеля, который не требовал бы положения, денег и еще чего-то...

- Вы говорили, что снимать картины сложно, ужасно, отвратительно. Но это все равно удовольствие! В чем для вас удовольствие?

- Когда что-то получается, даже немножко. Когда целый день готовишься, что-то не получается, не получается, а к концу смены вдруг видишь, что что-то произошло с актером, что-то у него получается, и как-то все вокруг тоже получается в целом. Это ощущение трудно сформулировать, но оно есть. Либо оно есть, либо его нет! Если это длится даже две минуты, то это вполне оправдывает весь рабочий день.

- Вам нравится творческий риск и благодаря этому вы не раз открывали кинематографу актеров. Чулпан Хаматова, Юрий Степанов...

- … Андрей Егоров, Максим Аверин, Антон Андросов в роли Плюмбума. И хорошо, что они пошли так, твердо по кинематографу. Конечно, такая роль, как Плюмбум, требовала особого подростка. Такого еще не было в отечественном кино. И его не было ни в каких картотеках, ни в каких архивах. Искали его мучительно долго, к счастью, он был обнаружен. А так я работал и со звездами сложившимися. Олег Борисов, Ира Муравьева. Это вопрос такого актерского пасьянса, если нет такого актера, надо икать!

- А если сегодня на экраны вышли бы такие картины, как «Плюмбум...», «Слуга», «Парад планет», зритель пошел бы на них в кинотеатры?

- Это исключительно зависит от усилий прокатчиков! Для того, чтобы хорошо «прокатать» такой фильм, как «Слуга» или «Парад планет», зритель должен быть подготовлен, должна быть какая-то рекламная кампания, и тогда народ пошел бы.

- Но сегодня зритель, в основном, воспитывается на блокбастерах и картинах, снятых на основе комиксов...

- Следовательно, без соответствующей подготовки, думаю, зритель был бы в странном недоумении по поводу появления такой картины, как «Парад планет».

- Если бы была возможность, сняли б свою очередную картину здесь, в Молдове?

- Если потребуется именно такая натура, красотища такая, естественно, почему бы нет?! Возникнет потребность, а я бы хотел, чтобы она возникла, я бы с удовольствием приехал! Красотища необычайная какая! Еще бы немного подреставрировать здания, положить асфальт, было бы вообще здорово!

СПРАВКА «КП»

Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове, в семье военного. Живёт и работает в Москве. В 1970 поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма, после смерти которого продолжил обучение у Льва Кулиджанова. Первая студенческая работа Абдрашитова, - немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта» - удостоилась высокой оценки Ромма. В 1974 году он успешно защитил свою дипломную работу — сатирическую комедию по рассказу Горина «Остановите Потапова!». Впоследствии работал на киностудии «Мосфильм», где и встретился с Александром Миндадзе, с которым впоследствии создал 11 фильмов.

Член СКР, действительный член Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России, член жюри премии «Триумф», председатель правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна «Мосфильм», профессор ВГИКа, руководитель творческой мастерской, преподаватель ВКСР.