Премия Рунета-2020
Воронеж
+11°
Boom metrics
Звезды8 октября 2010 14:17

Михаил Жванецкий: «Сейчас кумирами становятся через отвращение»

Побывав с концертом в Воронежской области, известный сатирик с коллегой Романом Карцевым рассказали о своем отношении к сегодняшнему юмору

Сатирик Михаил Жванецкий и артист разговорного жанра Роман Карцев приезжали в Борисоглебск Воронежской области. Там мэтры юмора установили памятную доску своему другу и коллеге, нашему земляку Виктору Ильченко (читайте «Роман Карцев: «С женой Ильченко прожил 33 года, а со мной — 30 лет!»). А потом известные юмористы провели творческий вечер и поделились своим отношением к сегодняшнему юмору и ТВ.

«Бесплатность обернулась переносом Петра I»

- Михал Михалыч, вопрос на злобу дня – про перенос столичного памятника Петру I. Зачем ставить памятники, которые потом нужно передвигать?

- В Москве много таких памятников. Манежная площадь вся усыпана памятниками Церетели. Они не производят на меня впечатления. И на Поклонной горе есть такой же шедевр – напоминает муху на иголке. Это следы бедности. Скульпторы и художники как прославляются? Дарят городу свои работы. Этакая бесплатность. Она прельщает городское руководство. И так устанавливают памятники. Но потом эти скульпторы становятся владельцами огромных мастерских в центре города. Это очень дальновидная политика со стороны творцов. Конечно, когда бесплатно дают – ты берешь. Но потом оказывается, что ничего бесплатного в мире не бывает. В результате все и получается так, как получилось.

- В передаче «Дежурный по стране» вам поступают от начальства указания – на какие темы отвечать, а от каких отказываться?

- Мне не поступают. Не знаю, может, на стадии вопросов это решают? В этой передаче я говорю то, что хочу. Поэтому не всегда отвечаю прямо на вопрос – меня заносит влево-вправо, и это осознанно. Но все-таки сохраняю какую-то осторожность, чтобы не было… Словом, понимаю, где я есть. Еще в советское время научился понимать, что такое вертикаль власти. И от вертикали приходиться отбегать, конечно, на какое-то расстояние, на которое позволяет поводок. Чтобы передача продолжала звучать. Мы не имеем права ее потерять. Очень легко что-то сказать и исчезнуть. А вот оставаться, продолжать говорить – труднее. В основном суть в иронии, в юморе, в отсутствии отчаянных призывов, которые покончили бы с ней раз и навсегда.

«Сделаться известным несложно: нужно стать неприличным»

- Ваше отношение к современному телевидению?

Михаил Жванецкий: - В те времена, когда работали Витя с Ромой (дуэт Ильченко с Карцевым гремел на эстраде более 30 лет — ред.), кумиры образовывались через восхищение. Многие теперешние – через отвращение. Все эти выражения типа «Я сейчас буду мастурбировать» – все для того, чтобы стать известным. Это, кстати, довольно ловкий ход – вначале стать известным. Стоит сказать «Звезда в шоке», и на тебя начинают обращать внимание, глядя с отвращением. Потом ты постепенно «переодеваешься», становишься умнее (ты и вообще не дурак), хотя таланта взять тебе по-прежнему неоткуда, потому что его нет изначально. Речь в данном случае и не идет о таланте, речь о том, как стать известным. И оказывается, это не так уж сложно. Вначале надо быть неприличным. Становишься на экране неприличным – и сразу от этого приходит известность. А стали тебя узнавать – ведешь себя поприличнее. Вот как, например, один человек рассказывал пошлые анекдоты, а потом стал известным радиоведущим (Роман Трахтенберг – ред.). И много таких карьер.

- А как вы относитесь к юмору, который сегодня пропагандируется с экранов ТВ?

Михаил Жванецкий: - Что касается юмора, в «Комеди клаб» какие-то вещи бываю вполне интересными – там много авторов, бывает что-то проскальзывает талантливое. Но тоже ведь все начиналось через отвращение – то сидят на унитазе, то скомкают бумажку, то обгадят сидящих в зале. Пошло это все вследствие советских запретов – сейчас все ниже пояса, все про секс. Такое впечатление, что мы теперь из постели не вылезаем, хотя прохожие вроде на улицах есть. Бесконечные разговоры только об этом. Сколько времени можно заниматься сексом? И на самом деле мы этим не занимаемся. Потому что на этом можно только импотенцию заработать. И все интервью в журналах об одном. Недавно прочел про Волочкову. Все о том, с кем она сейчас. Хочется спросить: «А что ты танцуешь, девочка? Как ты танцуешь? Что у тебя в репертуаре?» Об этом ни слова, только о новом ухажере. Был старый, теперь новый. И этому посвящено несколько листов. Кто это будет читать – кого интересует, что у нее чилийский миллионер, масса лошадей? Те, кто бесконечно танцует на сцене – не будут. Великая балерина Катя Максимова, у которой от работы согнутые пальцы, она на палочке ходила последнее время, это не могла читать. А как она танцевала! Вся суть же в танце, а не в разговоре об этом.

«Зачем девочки беспомощно копируют «Прожекторперисхилтон»?

Роман Карцев: "Женщин нельзя пускать юморить на ТВ".

Роман Карцев: "Женщин нельзя пускать юморить на ТВ".

- Есть ли вам достойная смена в юморе?

Роман Карцев: - Галкина я считаю самым талантливым сейчас. Он делает блестящие пародии. Хотя претензии есть и к нему. А пока телевидение захватили КВНщики. Ничего хорошего не вижу – один сплошной КВН. Они оккупировали все каналы – 17 передач юмористических идет. Я думаю, это установка телевидения. Продюсеры, которые диктую сегодняшний юмор на ТВ, поняли, что очень просто взять ребят из КВН, те натренировались на играх. Они этим зарабатывают деньги. Так, давайте пойте, смешите, веселитесь. Зачем появилась кампания девочек, которые заимствовали идею у «Прожекторперисхилтон»? Я вообще считаю, женщин нельзя пускать юморить на ТВ. Нельзя – как на пароход. Вот сидят девочки, беспомощные. Вызывают Хазанова, Галкина, чтобы они им помогали. Конечно, они их спасают, но что толку? Так что после нас – пустота, и ничего не будет очень долго. Потому что такого автора, как Миша не было, нет и не будет. А такое, что показывают в «Комеди вумен», я тоже могу придумать. Я сейчас советую молодежи: берите текст Жванецкого 40-летней давности и играйте.

Михаил Жванецкий: - Нынешняя проблема в том, что чувство юмора не может быть непрерывным. Иначе человек производит впечатление сумасшедшего. Человек, который шутит все время, как телевидение, ненормальное явление. Это должно быть проблеском. И тогда будет интересно – что он еще скажет? Это должен быть умный, ироничный человек, который пошутил. И тогда вдруг да оценит красивая женщина. Вот и все. Этого достаточно. Нельзя юмористов делать бесконечными профессионалами. Если ты артист юмористический – играй в комедиях. И то нужно чередовать слезы и смех, как Чаплин. Потому что если говорить о правде жизни, то смех всегда имеет грустную основу. Если нет ее, а ты смеешься – тогда ты идиот. А у нас смеются и смеются - а грусти нет, а сожаления нет, нет правды жизни...