Премия Рунета-2020
Воронеж
+22°
Boom metrics
Общество30 июня 2009 22:00

Детей отобрали у матери и отдали отцу, который бросил их три года назад

Сначала папа спокойно наблюдал, как его бывшая после развода сходит с ума и спивается. А теперь вдруг ради них готов бросить городскую жизнь и перебраться в деревню
Источник:kp.ru

Квартиру брали штурмом в десятом часу вечера. Соседи. Учителя. Отряд быстрого реагирования МЧС (!) - спасатели вскрывали дверь. Жуткая вонь и полный разгром, будто здесь опрокинулся мусоровоз. Загаженный псиной, заваленный тряпьем и хламом пол. Перевернутая мебель. Баррикады грязной посуды.

И откуда-то из обшарпанного угла - солнечный детский голос: "Тетя, а вы "Роллтон" любите?"

Тетя - инспектор Левобережного ПДН Воронежа Татьяна Черникова - после вспоминала: "Он был похож на домовенка Кузю. Косматый, беленький и жутко худенький..."

Нет, тетя "Роллтон" не любит. И булку не хочет. Тетя роется в кучах затхлых шмоток: во что тебя одеть? Ты ведь даже без трусиков... И, не будь при исполнении, отвесила бы затрещину твоей матери за ее непробиваемое: "Чистого нет ничего"...

В итоге "домовенка" - трехлетнего Ваню* и его десятилетнюю сестру Леру увезли в чем были в детскую облбольницу. Пока детей собирали, та, которая "допилась", а до этого родила их, просто молчала. Увели - взвыла вслед: "Верните - убью-у-у-усь!"

Типичная, увы, картина. Но здесь в суматохе много чего не заметили. На заваленном бог весть чем столе - компьютер. На липком подоконнике - микроволновку. Споткнулись о дорогой пылесос, умные юридические книжки, вязанки детских игрушек, обглоданную собакой норковую шубу. Сделали тише орущий цветной телевизор. В холодильнике, где нет даже полок, - вместе с банкой прокисших помидоров... пучок зеленого лука и баклажан, хотя было, кстати, только начало мая!

...Валентине Кравцовой 31. Черная от худобы, даже в комнате в темных очках. Когда увезли детей, она снова заперлась в квартире и не пускала никого - ни соседей, ни милицию. Побаивались даже, что "убилась". Я таскалась к ней после работы, читала под дверью монологи о миссии материнства - глухо. И однажды просто оставила в дверях записку: хочу помочь, имя и телефон.

Из-за развода с мужем "пропила" сына и дочь

Тревогу забили учителя: после весенних каникул третьеклассница Лера не пришла в школу. Девочка начала пропускать еще во втором классе, но всегда приносила записку от мамы или справку. А с недавних пор бумажку приходилось выбивать - бывало, и по десять дней не ходила без уважительной причины. Поэтому классная сразу побежала к Кравцовым.

- Она и раньше к ним ходила, но ни разу не могла попасть в квартиру: то никого нет, то не открывают, - вспоминает завуч по воспитательной работе.

Не открыли и сейчас. А соседи выдали: Лера гуляет во дворе. Зато маленького Ваню на улице не видели с нового года, хотя голосок его за дверью слышен. Педагоги всполошились.

- Валентина открыла нам наконец, но мы ее не узнали. Она ведь приходила в школу - всегда такая эффектная. А это - тень...

В квартиру мамаша их так и не пустила. И тогда появилась милиция. А вот почему те же соседи не "настучали" куда надо раньше?

- Зачем в чужую семью лезть? - закрывали они передо мной двери...

...Дети в больнице первые сутки просто спали. По словам врачей, ребята были просто неухоженными. Слабенькие, чумазенькие, с насекомыми в волосах. Но состояние - вовсе не критическое. У Вани "недовес" полтора-два килограмма, у Леры - три-четыре. Их начали откармливать - лопали с аппетитом, но не как оголодавшие зверьки. Вообще все, кто общался с детьми, восхищались: какие воспитанные и даже интеллигентные! "Спасибо - пожалуйста, здравствуйте - до свидания" как на автомате.

Брат с сестрой просились к маме, говорили психологам, что она их пальцем не трогает. На Валентину тем не менее завели уголовное дело за "жестокое обращение с детьми". И подчеркивали: 99 и девять десятых процента - лишение прав!

"Ну хорошо, - скажете вы. - А где папа-то?"

- Папа ушел к другой тете. От этого мама сильно заболела, у нее отказали ноги. И оттого она стала... Мама не пьет! Только пиво, по две кружки в день! Мама папу очень любила... Все поэтому...

Это крик души десятилетней женщины. Лера смотрит в глаза так, что каждый вопрос кажется нелепым, и становится стыдно.

- Тебе ведь было больно. Почему ты не просила маму остановиться?

- Еще больнее было, когда ушел папа...

- Ты его простила?

- Да.

"Женился не на Вале, а на ее папе"

Валентина - дочь известного в свое время в Воронеже судьи. Младшая в семье, папина любимица - мама умерла, когда ей было семь лет. Отец мечтал видеть дочку наследницей своих юридических лавров и определил на юрфак. Там она встретила Юру. Блондинистый красавчик с голливудской улыбкой, провинциал с бульдожьими амбициями. Букеты-конфеты закончились быстро - Юра из общаги перебрался в квартиру к невесте (за жилье, кстати, ни разу не платил). Свадьба - и ласковый приказ мужа: "Бросаешь учебу - садишься дома!" А Юру после вуза тесть устроил на хлебную работу. Компьютер, микроволновка, евроремонт - идеальная по бытовым меркам семья.

Юра ушел, когда старик умер. И Валентина сорвалась.

На мою записку мне позвонила жена ее старшего брата Ольга. Потом и сам брат Виктор:

- Я презираю свою сестру.

Пауза.

- Но винить только ее - неправильно. Валя - слабый человек, избалованная отцом. Верила, будто Кравцов бросит все к ее ногам. Только он женился не на ней, а на отце...

Муж, говорят, бивал судейскую дочку, выдавал на хозяйство по 60 рублей в день, гулял налево и направо. Приходил с работы утром. И в одно такое утро она бросила вызов - не пустила. А он ушел и не вернулся. Несколько месяцев спустя Валентина попала в больницу. На нервной почве у нее начались проблемы с ногами, в итоге они совсем отказали. Выписали из больницы - депрессия. Могла сутками сидеть и смотреть в одну точку. А через год получила почтой бумажку: муж с ней заочно развелся...

Сына "знакомили" с отцом по фотографии

Валентина постепенно вычеркивала из жизни многочисленных друзей и знакомых. Встречалась на улице - отводила глаза. Потом перестала пускать людей в квартиру, сама выходила редко, даже малыша Ваню "выгуливала" по ночам. Жить ей было не на что. Без образования, двое детей. "Бывший" - юрист, понимал, что детей содержать надо. И начал приносить под расписку по четыре тысячи, потом по шесть. Размножил расписки на ксероксе, деньги передавал во дворе под деревом - Вале или дочери.

- Первый год о детях вообще не вспоминал. Потом я взмолилась: Леру пожалей, она ведь большая, все понимает... Начал ходить с ней в парк, в магазины... И всегда со своей новой... женой. Зачем? Лера ее ненавидит...

Валентина сидит передо мной в черном траурном платье и неизменных темных очках. Это не испитая женщина - отнюдь. Красивая, но вымотанная. Из-за больных ног ей дают инвалидность. Не берет.

- Я пыталась работать - то уборщицей, то на рынок устроилась. Получу триста-четыреста рублей в день, куплю продукты и вечером готовлю. А тогда... Милиция так попала...

Лера, действительно, рассказывала: оладушки, суп, вермишель с мясом - мама готовит вкусно! На Новый год купила торт. "Я за ним весь левый берег объехала - не было уже 31-го вечером," - оправдывается Валя. Когда приходила к детям в больницу, дочка смеялась:

- Мама, представляешь, нас спрашивают: "Мама вас бьет?"!

- Они у меня даже не знают, что такое угол...

- А с Ваней папа общается?

- Да нет, считай. Когда я лежала в больнице, Ваню к себе забирала свекровь. И по фотографии учила: "Это папа. Это папа!"

Мы говорили долго. Учебники и одежду покупает в основном она. Летом выезжают вместе к брату за город. Собаку вот ребятне достала, до этого - кошку... Пила? Да так - пиво... С конца зимы - литра по полтора за вечер... Но на главный и прямой вопрос, что все-таки случилось, так и не ответила.

- Сломалась, - ответил брат. - Узнала, что ТА ждет ребенка.

А жена брата заметила: "Наверное, даже если сейчас Кравцов вернется к ней - примет".

- Но скажите мне, где все это время были вы?! - почти кричу жалеющим родственникам.

У них-то крепкая семья, дети, работа - живут как люди. Почему бросили эту несчастную погибать?!

- Не заметили. Упустили. Свои дела. Позвонишь - все нормально...

...Юрий Кравцов со мной разговаривать не стал. Взял время подумать и заявил, что уже просто УСТАЛ объясняться. Инспекторам ПДН он объяснил: "Не вмешивался, потому что бывшая жена его не пускала в квартиру..." Да и сейчас ему "детей девать некуда".

Нерадивого отца "преобразил" квартирный вопрос? История закончилась неожиданно. Лера и Ваня пробыли в больнице гораздо дольше определенных порядком трех недель - их судьбу решали специалисты отдела опеки и милиция. Маме, понятно, их вернуть пока не могли - ее надо хорошо пролечить. И возможно, не столько "от пива", сколько "от нервов". Ей дали время. Предложили пройти медицинское освидетельствование - она согласилась. Ребят готовы взять к себе Валин брат с женой.

Но папа вдруг встал за детей горой. И сына с дочерью отдали ему, хотя мальчика он как минимум полгода не видел: в больнице на вопрос врача "Папа с вами гуляет?" Лерочка опустила глаза: "В прошлом году гулял. В этом - нет..."

- Отец очень добивался, ходил к нам каждый день. И у нас не было оснований ему отказать, - поясняет Светлана Евсеева, специалист Левобережного отдела опеки. - У него положительные характеристики с места работы, стабильный доход, он может обеспечить детям все необходимое. Мы поставили ему ряд условий, он их выполнил.

Юрий заявил, что дети будут жить в райцентре с бабушкой. Что он готов наматывать в день сотни верст от зарплаты до зарплаты, а в будущем - вообще переехать в район на ПМЖ. Конечно, вместе с новой женой, у которой в Воронеже, кстати, квартира и престижная работа. Все это кажется по меньшей мере сомнительным. А если честно - смешным.

- У детей спрашивали, с кем они хотят жить?

- Спрашивали. Ответили, что с папой и бабушкой.

Но видели бы вы, как посмотрела на меня десятилетняя Валерия, когда я посмела пожалеть ее и Ванечку: что ж, мол, мамка такая-сякая... Она меня в ту секунду презирала.

- Ребятам можно хотя бы видеться с матерью?

- Пока она не лишена родительских прав, отец не может ей этого запретить, - говорит Светлана Евсеева.

- У Валентины есть надежда?

- Нельзя делать никаких прогнозов. Ей предстоит судебно-медицинское освидетельствование. Суд будет решать, лишать ли ее прав на детей... В таких делах нельзя ничего гадать.

...Среди бумажек, которые Юрий Кравцов принес в отдел опеки, была справка от ТСЖ, что он прописан в райцентре и фактически там же проживает. Но на телефонные звонки в воронежской квартире своей новой жены почему-то всегда отвечает он.

Кто знает, что будет дальше. Но вот вопрос: почему этот Юра вдруг стал заботливым отцом? Не потому ли, что его дети прописаны в четырехкомнатной квартире в областном центре? Юристы сказали нам: заполучить это жилье Кравцову будет очень сложно. Но не забывайте, что он сам юрист. Со стажем. А значит — со связями...

* Имена членов семьи изменены.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Железная дверь чужой квартиры - как железный занавес

Замыленная житейская драма, казалось бы: баба - дура, мужик - сволочь, а все шишки на детские головы. Однако... Они же не в пустыне живут! Куда смотрела Валина родня? Пусть себе тоскует да спивается, а дети - это ж ее дети... Соседи? Они с неохотой отпирали журналистам тяжелые запоры на двойных дверях и недовольно бурчали в щель: ничего, мол, не знаем и не видели. Хотя сами же давали в долг Кравцовым по полтиннику - по сотне на хлеб. Или даже просто хлеб - мало ли, вдруг деньги не вернут... Хотя знали прекрасно, что Валя вечерами ходит к местному алкашу «пивка попить», и рассказывали об этом милиции уже после штурма «нехорошей квартиры», но с поправкой: «Любви там и в помине не было!» Все они видели. Достаточно было саму Валентину увидеть и все понять.

«Да зачем нам лезть? Чужая семья - не наши проблемы!» - и тетки в бигуди захлопывали передо мной железные двери. Как железный занавес опускали.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Аида ГОРБУНОВА, психоаналитик:

«Не оставляйте близких наедине с их бедой!»

- Проблема не только в том, что Валентине вовремя не помогли близкие, но и в том, что ей самой некуда было обратиться. В официальных бумагах полно программ помощи людям, попавшим в кризисную ситуацию, но в том же Воронеже нет ни одного специализированного центра, куда женщина пришла бы со своими проблемами. Поэтому, если ваш родственник оказывается в такой ситуации, главное - быть рядом. Говорит, не хочет никого видеть? Все равно ходите в гости, вытаскивайте его в кино, на прогулки. Не помогает - предложите обратиться к психологу. Сначала будет отказываться, но потом согласится - в такие моменты люди хватаются за любую соломинку! Раз близкие Валентины упустили ее вначале, пусть хоть теперь не бросают. Кодирование от алкоголизма - не выход. Важно решить психологическую проблему, и ей сейчас просто необходима помощь специалиста.

Дети, конечно, психологически тоже сильно пострадали - особенно старшая девочка. Теперь она на подсознательном уровне будет переносить этот негативный жизненный опыт на свою судьбу. В ее сознании закрепился образ мужчины-предателя. И ей, возможно, будет трудно строить отношения с молодыми людьми, создать семью. Что касается того, с кем ребятам лучше быть, я склоняюсь к тому, чтобы помочь маме и вернуть детей ей. Картина такова, что папа о них эти годы не очень-то волновался.